Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вопросы языкознания. 2025.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ) — это ежегодное научно-учебное мероприятие, собирающее вместе школьников со всей России (и даже из других государств) и известных учёных и популяризаторов науки. В течение полутора недель школьники слушают лекции о лингвистике и других науках, участвуют в семинарах и мастер-классах (опять же — по лингвистике и не только), знакомятся со сверстниками из других городов и ищут свой путь в науке. Создали же ЛЛШ больше 20 лет назад известные учёные и преподаватели Максим Кронгауз и Елена Муравенко.
ЛЛШ даёт школьникам очень много: они получают шанс приобщиться к современным достижениям лингвистики, проверить свои способности и склонности, определить свои профессиональные интересы. Многие из них, побывав в Летней школе, впоследствии выбирают в качестве своей специальности именно лингвистику. Чтобы попасть на ЛЛШ, нужно пройти отбор — по результатам олимпиад или по другим достижениям.
Организаторы Летней лингвистической школы — НИУ ВШЭ (в составе оргкомитета — сотрудники ФГН Борис Иомдин, Александр Пиперски и Владимир Файер) и МЦНМО. Лекции и семинары на ЛЛШ проводят известные ученые и преподаватели, авторы научных монографий, учебников и, что очень важно, популярных книг по лингвистике.
Важнейшее место в преподавательском составе ЛЛШ занимают сотрудники двух подразделений Вышки — Школы лингвистики и Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик. В их числе Максим Кронгауз, Екатерина Рахилина, Александр Пиперски, Борис Иомдин, Владимир Файер, Валентина Апресян, Антон Сомин, Андриан Влахов, а также сотрудники других подразделений НИУ ВШЭ — Евгения Абелюк (Институт образования), Анастасия Лопухина (Центр языка и мозга), Данил Федоровых (МИЭФ) и др. Впрочем, не менее важную роль играют и сотрудники других университетов, институтов и школ, в первую очередь МГУ и РГГУ — чего стоят одни лекции академика Владимира Плунгяна!
Нельзя также не упомянуть, что в работе ЛЛШ принимают важнейшее участие и студенты московских вузов (в том числе программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»), многие из которых в прошлом приезжали туда школьниками. Почти вся педагогическая и организационная работа лежит именно на их плечах.
В работе ЛЛШ–2019 приняли участие 76 школьников из разных городов и стран, многие из которых уже закончили 11 класс и поступили в ведущие университеты страны, в том числе в Вышку. По общему мнению, 21-я по счёту ЛЛШ однозначно удалась — и мы надеемся, что многие из её слушателей свяжут свою жизнь именно с лингвистикой.
Желаем Летней лингвистической школе успешного двадцать второго сезона в следующем году! А пока преподаватели и слушатели Школы делятся своими впечатлениями.
По-моему, это была одна из лучших ЛЛШ за все годы: прекрасные заинтересованные школьники, бодрые ответственные студенты, талантливые разносторонние преподаватели. Впрочем, так у нас бывает всегда. В этом году было особенно много интерактивности: школьники не только слушали лекции и решали лингвистические задачи, но и составляли словарь коротких слов, сочиняли основанные на хитрых языковых приемах заголовки для желтой прессы, оценивали гипотезы о причинах языковых изменений, предлагали свои переводы имен героев немецких сказок… Студенты проводили эксперименты по освоению языка детьми, организовывали лингвистический квест, рассказывали о редких языках по материалам своих поездок в экспедиции. Впервые у нас был круглый стол о преподавании русского языка в школе, где звучали самые смелые предложения: от «убрать из школьной программы представления о грамматике, устаревшие на сто лет» до «заменить все школьные предметы на лингвистику». С последним, кажется, согласилось большинство школьников, если судить по лайкам в группе лучших цитат ЛЛШ, которую открыли и ведут студенты и школьники.
Смена в ЛЛШ была захватывающей — и множество лекций и семинаров каждый день, и «Шляпа» или «Мафия» в любую свободную минуту, и даже олимпиада по лингвистике. За десять дней у меня появилось множество новых знаний и новых друзей.
Любовь Баркова
участник ЛЛШ–2019, абитуриент НИУ ВШЭ
На Летней лингвистической школе я уже в четвёртый раз и хочу сказать, что в этом году она получилась особенно хорошей: было много интересных лекций, семинаров, других возможностей улучшить свои знания о языке, а также игр и прочих развлечений.
Юрий Макаров
слушатель ЛЛШ–2019, абитуриент НИУ ВШЭ
Когда я смотрю на наших школьников, я всегда удивляюсь тому, как они всё успевают: и послушать утром две лекции, и порешать задачи, и потом ещё побывать на четырёх семинарах — порой интерес к лингвистике оказывается настолько силён, что приходится даже убеждать их хотя бы ненадолго выходить на улицу.
Пиперски Александр Чедович
Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик: Научный сотрудник
Иомдин Борис Леонидович
Школа лингвистики: Доцент