Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
5–7 ноября прошла онлайн Вторая школа-конференция по уралистике. Среди докладчиков были студенты и сотрудники Школы лингвистики.
В секции «Вопросы изучения угорских языков» Илья Борисович Иткин и Светлана Игоревна Переверзева рассказали об употреблении послелогов хозя и пеля в хантыйском памятнике «Емыҥъ ястопса» (1900) и проблеме сложения текста памятника.
А секция «Вопросы социолингвистики уральских языков» и вовсе полностью состояла из докладов студентов и сотрудников нашей Школы. В рамках этой секции старший преподаватель Школы лингвистики Андриан Викторович Влахов, аспирант Алексей Рыжков, студентка 3 курса Анастасия Смирнова и студентки 4 курса Мария Лапина и Дарья Олейник представили свои исследования, над которыми они работают в рамках проекта «Этноязыковой ландшафт Русского Севера» (экспедиции 2019 и 2020 г.).
В докладе о стратегиях языковой ревитализации в Республике Карелия Андриан Влахов, Алексей Рыжков и Анастасия Смирнова рассказали, как сегодня используют национальные языки Карелии и как развивают языковую среду. Затем участники обсудили проблемы сбора данных и научные планы.
Дарья Олейник представила свой доклад «Этнические и этноязыковые стереотипы в публичном дискурсе Республики Карелия: символический статус языковых меньшинств». Также Дарья Олейник и Мария Лапина выступили с докладом об этнических стереотипах в российско-скандинавском пограничье.
Мария Лапина:
Получилось так, что нашему проекту была посвящена вся секция про социолингвистику. И это очень здорово, потому что нам удалось рассказать сразу о нескольких направлениях нашей работы (но ещё не обо всех!). Мы с Дашей рассказывали про бытующие в Карелии стереотипы о жителях соседних стран — Финляндии и Норвегии. Это наше исследование было больше антропологическим, чем лингвистическим, хотя данные о существующих представлениях о языках соседних стран мы тоже собирали. И несмотря на немного отходящую от тематики конференции тему доклада, участники конференции приняли активное участие в его обсуждении: нам задавали вопросы и давали советы. Такая заинтересованность в успехе наших исследований была очень приятна.
Школа лингвистики: Старший преподаватель
Школа лингвистики: Доцент
Школа лингвистики: Приглашенный преподаватель