• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редактор сайта — Андриан Викторович Влахов

Статья
“Volume 91”: An electronic index to the complete works of Leo Tolstoy

Orekhov B.

Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2020. No. 12. P. 2049-2055.

Глава в книге
Social Network Analysis in Russian Literary Studies

Fischer F., Skorinkin D.

In bk.: The Palgrave Handbook of Digital Russia Studies. Palgrave Macmillan, 2021. Ch. 29. P. 517-536.

Препринт
Three -En In Northern Khanty: 2sg Possessive, Salient, And Anaphoric Articles

Stepan K. Mikhailov.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 101.

Студенты Школы лингвистики на конференции «Актуальные вопросы этнологии и ан­тро­по­ло­гии»

Анастасия Смирнова, Мария Лапина и Елизавета Леонова, студентки программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», представили свои доклады на конференции молодых учёных в ИЭА РАН.

17–20 ноября прошла (в режиме онлайн) ежегодная конференция молодых учёных «Актуальные вопросы этнологии и антропологии» в ИЭА РАН. В ней приняли участие наши коллеги. Студентка 4-го курса Елизавета Леонова представила доклад на тему «Языковая идентичность и языковая политика русскоязычных рационалистов», а Анастасия Смирнова и Мария Лапина, студентки 3-го и 4-го курсов, рассказали об отношении к языковому сдвигу и ревитализации языков в Республике Карелия. 
Мы попросили коллег поделиться впечатлениями о конференции. 

Елизавета Леонова:
Конференция была разбита на множество секций. Одни были посвящены классическим антропологическим вопросам (магия, городское и деревенское, этнополитические и этноконфессиональные процессы и др.), другие — новым вызовам (медицинская антропология, социальные исследования организаций) и смежным с непосредственно антропологией дисциплинам (например, этология человека). Я выступала в секции «Цифровая антропология и изучение виртуальных сообществ».

Самым ярким (и релевантным для Школы лингвистики) выступлением была, на мой взгляд, лекция Надежды Мамонтовой (Университет Северной Британской Колумбии, ИЭА РАН) о современных методах лингвистической антропологии. В ней обсуждались такие вопросы как изучение языкового планирования, языковой идентичности, влияния социальных условий на изучение языка, предметы, которые можно изучать – материальные объекты, нарративы, татуировки.

Доклады секции «Цифровая антропология» были крайне разнообразны по тематике, однако особенно запомнились доклады Владимира Коваленко (СПбГУ) «Медиатизация православного фундаментализма и виртуализация фундаменталистских групп в современной России» и Тенгиса Ябыштаева (Независимый исследователь) «Отражение родового движения алтайцев в социальной сети "Вконтакте"». В первом докладе анализируются, в том числе, определённые языковые закономерности, связанные с репрезентацией православия в медиа. Второй рассказывает о родовых виртуальных сообществах алтайцев: о составе, хэштегах, мерче, который они производят. Уже по описаниям этих двух докладов видно, насколько велик был разброс тем в моей секции.


С докладом об отношении к языковому сдвигу и языковой ревитализации в Карелии
 Анастасия Смирнова и Мария Лапина выступили на секции «Языковые ситуации и языковое планирование: региональный, общероссийский и мировой опыт».

Национальные языки Карелии считаются угрожаемыми. Многие жители республики полагают, что карельский и вепсский учить незачем, так как языковая среда отсутствует и использовать их негде. Однако в последние несколько лет всё больше языковых активистов и носителей возрождают язык, делают его актуальным для сегодняшнего дня, привлекают к изучению молодёжь. То, как общество относится к языковому сдвигу и ревитализации, влияет на эти процессы. Чтобы в будущем это влияние оценить, важно зафиксировать отношение общества сегодня.

К дискуссии после выступления Анастасии и Марии присоединилась научная сотрудница Карельского научного центра РАН Юлия Литвин.

Мария Лапина:

Я волновалась из-за того, что у нас было мало времени на доклад, а информации было много. Но, кажется, слушающих очень заинтересовала наша тема, и все обсуждали её ещё сорок минут, так что мы успели осветить все моменты, о которых не сказали ранее. Нам дали ценные советы и показали, как мы можем посмотреть на нашу работу с другой стороны. Ещё наш доклад слушала научная сотрудница Карельского научного центра, с которой нам предложили сотрудничать в будущем.

Своё исследование о Карелии Анастасия и Мария начали в рамках проекта «Этноязыковой ландшафт Русского Севера» под руководством Андриана Влахова. Этот проект включает в себя цикл социолингвистических экспедиций на Север. С 2019 г. Школа лингвистики при поддержке Фонда образовательных инноваций «Открываем Россию заново» провела две экспедиции в Карелию [1,2].
Цель проекта — создать качественное описание языковой ситуации в северных районах на основе полевых социолингвистических и социально-антропологических данных. По собранным полевым материалам студенты бакалавриата и магистратуры Вышки написали уже несколько курсовых работ и дипломов.
На основе доклада готовится публикация в рецензируемом издании.


В данный момент организаторы конференции готовят записи докладов для открытого доступа. Публикация тезисов с конференции планируется в декабре.
Мы же желаем коллегам дальнейших успехов в работе над их проектами!