Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
17–20 ноября прошла (в режиме онлайн) ежегодная конференция молодых учёных «Актуальные вопросы этнологии и антропологии» в ИЭА РАН. В ней приняли участие наши коллеги. Студентка 4-го курса Елизавета Леонова представила доклад на тему «Языковая идентичность и языковая политика русскоязычных рационалистов», а Анастасия Смирнова и Мария Лапина, студентки 3-го и 4-го курсов, рассказали об отношении к языковому сдвигу и ревитализации языков в Республике Карелия.
Мы попросили коллег поделиться впечатлениями о конференции.
Елизавета Леонова:
Конференция была разбита на множество секций. Одни были посвящены классическим антропологическим вопросам (магия, городское и деревенское, этнополитические и этноконфессиональные процессы и др.), другие — новым вызовам (медицинская антропология, социальные исследования организаций) и смежным с непосредственно антропологией дисциплинам (например, этология человека). Я выступала в секции «Цифровая антропология и изучение виртуальных сообществ».
Самым ярким (и релевантным для Школы лингвистики) выступлением была, на мой взгляд, лекция Надежды Мамонтовой (Университет Северной Британской Колумбии, ИЭА РАН) о современных методах лингвистической антропологии. В ней обсуждались такие вопросы как изучение языкового планирования, языковой идентичности, влияния социальных условий на изучение языка, предметы, которые можно изучать – материальные объекты, нарративы, татуировки.
Доклады секции «Цифровая антропология» были крайне разнообразны по тематике, однако особенно запомнились доклады Владимира Коваленко (СПбГУ) «Медиатизация православного фундаментализма и виртуализация фундаменталистских групп в современной России» и Тенгиса Ябыштаева (Независимый исследователь) «Отражение родового движения алтайцев в социальной сети "Вконтакте"». В первом докладе анализируются, в том числе, определённые языковые закономерности, связанные с репрезентацией православия в медиа. Второй рассказывает о родовых виртуальных сообществах алтайцев: о составе, хэштегах, мерче, который они производят. Уже по описаниям этих двух докладов видно, насколько велик был разброс тем в моей секции.
С докладом об отношении к языковому сдвигу и языковой ревитализации в Карелии Анастасия Смирнова и Мария Лапина выступили на секции «Языковые ситуации и языковое планирование: региональный, общероссийский и мировой опыт».
Национальные языки Карелии считаются угрожаемыми. Многие жители республики полагают, что карельский и вепсский учить незачем, так как языковая среда отсутствует и использовать их негде. Однако в последние несколько лет всё больше языковых активистов и носителей возрождают язык, делают его актуальным для сегодняшнего дня, привлекают к изучению молодёжь. То, как общество относится к языковому сдвигу и ревитализации, влияет на эти процессы. Чтобы в будущем это влияние оценить, важно зафиксировать отношение общества сегодня.
К дискуссии после выступления Анастасии и Марии присоединилась научная сотрудница Карельского научного центра РАН Юлия Литвин.
Мария Лапина:
Я волновалась из-за того, что у нас было мало времени на доклад, а информации было много. Но, кажется, слушающих очень заинтересовала наша тема, и все обсуждали её ещё сорок минут, так что мы успели осветить все моменты, о которых не сказали ранее. Нам дали ценные советы и показали, как мы можем посмотреть на нашу работу с другой стороны. Ещё наш доклад слушала научная сотрудница Карельского научного центра, с которой нам предложили сотрудничать в будущем.
Своё исследование о Карелии Анастасия и Мария начали в рамках проекта «Этноязыковой ландшафт Русского Севера» под руководством Андриана Влахова. Этот проект включает в себя цикл социолингвистических экспедиций на Север. С 2019 г. Школа лингвистики при поддержке Фонда образовательных инноваций «Открываем Россию заново» провела две экспедиции в Карелию [1,2].
Цель проекта — создать качественное описание языковой ситуации в северных районах на основе полевых социолингвистических и социально-антропологических данных. По собранным полевым материалам студенты бакалавриата и магистратуры Вышки написали уже несколько курсовых работ и дипломов.
На основе доклада готовится публикация в рецензируемом издании.
В данный момент организаторы конференции готовят записи докладов для открытого доступа. Публикация тезисов с конференции планируется в декабре.
Мы же желаем коллегам дальнейших успехов в работе над их проектами!
Научно-учебная лаборатория теоретической и полевой фольклористики: Стажер-исследователь