Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вестник Российской академии наук. 2024. Т. 94. № 9. С. 787-794.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
С 22 по 24 ноября 2018 года в Институте лингвистических исследований РАН прошла XV Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Санкт-Петербург порадовал исследователей ясной солнечной погодой; яркость петербургского солнца, однако, не смогла сравниться с яркостью представленных на конференции докладов.
В конференции приняли участие исследователи из различных российских и зарубежных вузов. С лекциями выступили приглашённые докладчики: Франс Планк из Оксфордского университета рассказывал об исторических закономерностях и синхронных особенностях в супплетивизме, Алена Вицлак-Макаревич из Еврейского университета в Иерусалиме посвятила лекцию дифференцированному объектному маркированию, выступление Татьяны Никитиной из Национального центра научных исследований в Париже было посвящено синтаксису косвенной речи.
Высшую школу экономики на конференции представляла внушительная делегация. В конференции приняли участие преподаватели Школы лингвистики Г. А. Мороз, А. А. Козлов, И. А. Зибер, А. Ч. Пиперски, Д. П. Попова, Н. А. Муравьёв — и студенты Е. С. Клягина, С. К. Михайлов, Д. М. Рахман, В. А. Наумова, М. О. Черемисинова, А. Н. Сидорова, А. М. Беляева, М. В. Аристова, И. С. Соколова, А. Б. Панова, Ф. В. Голосов, П. Л. Наследскова, А. Г. Кошевой, А. М. Старченко, В. А. Морозова, А. В. Орлов, А. А. Смирнова, И. В. Неткачев.
Доклады преподавателей и студентов Вышки касались самых разнообразных областей лингвистики — от фонетики (доклад Инны Зибер о типологии сибилятивных переходов в языках России) до обсуждения статистических методов в типологических исследованиях (доклад Георгия Мороза). Широким оказался и список языков, к которым обращались докладчики: в этот список вошли языки малых народов России, такие как чукотский, хантыйский, рутульский и абазинский, а также русский и индонезийский. Хантыйский оказался самым популярным языком: семь посвящённых ему докладов стали итогом летней экспедиции в село Казым Ханты-Мансийского автономного округа.
Одним из наиболее ярких оказался доклад Александра Пиперски о русском суффиксе -раст-. Более подробно о сути его доклада (как и любого другого) можно прочесть в тезисах конференции.
О влиянии падежа на свойства именной группы в чукотском языке рассказал Алексей Козлов. В докладе было показано, что в абсолютиве именная группа показывает не такое поведение, как в остальных падежах. В ряд свойств, которые показывают различия для существительных в разных падежах, входит свобода порядка слов в именной группе и возможность зависимых существительного инкорпорироваться в него или, наоборот, быть выраженными отдельной словоформой.
Возвращаясь в Москву, участники конференции не смогли взять с собой хорошую погоду северной столицы. Вместо неё они привезли знания, идеи для улучшения исследований и твёрдое намерение участвовать в XVI Конференции по типологии и грамматике для молодых исследователей.
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Школа лингвистики: Преподаватель
Школа лингвистики: Приглашенный преподаватель
Школа лингвистики: Старший преподаватель
Международная лаборатория языковой конвергенции: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Школа лингвистики: Старший преподаватель
Школа лингвистики: Преподаватель
Международная лаборатория языковой конвергенции: Стажер-исследователь
Школа филологии: Старший преподаватель
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант