Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Zevakhina N., Dongarova K., Shubina D. et al.
Frontiers in Psychology. 2024.
Урывская Д. А., Староверова В. Н., Лопухина А. А. и др.
В кн.: Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвящённой 85-летию АГГПУ им. В. М. Шукшина (Бийск, 5 апреля 2024 г.). Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2024. С. 240-244.
Chistyakova K., Kazakova Tatiana.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.
В разных языках существительные ведут себя по-разному в конструкциях с числительными: в одних языках (например, эстонском, турецком) существительные в подобных конструкциях маркируются показателем единственного числа, в других (английском, чешском) существительные в таких конструкциях обязательно стоят во множественном числе. Как правило, разница в поведении числовых показателей объясняется семантикой этих показателей в конкретных языках.
В своем докладе Павел Цага предложил альтернативу существующим "семантическим" подходам. Согласно альтернативному подходу, существительные в конструкциях с числительными маркируются особым числовым показателем, "счётным" числом, совпадение же показателя "счётного" числа с показателем множественного или единственного числа в отдельных языках предлагается считать случаями грамматического синкретизма. Цага приводит обоснования для своего подхода, опираясь на данные разноструктурных языков – южного саамского, сербского, болгарского, осетинского и других.
Видеозапись доклада доступна по ссылке.
Омер Премингер в своём докладе представил аргументы против семиотического подхода к языку, представляющего синтаксические терминальные узлы в качестве знаков по Соссюру, и, в том числе против облегчённой версии этого подхода, в рамках которого "означаемое" и "означающее", которые, по Соссюру, находят своё объединение в знаке, представляются максимально абстрактно.
Премингер утверждает, что корректная модель языковой способности носителя не задействует "совмещение" формы и значения. Вместо этого языковая способность включает в себя: (i) инвентарь абстрактных синтаксических атомов (минимальных единиц), (ii) список правил соответствия между множеством синтаксических атомов и множеством форм ("экспонентами"), (iii) список правил соответствия между множеством синтаксических атомов и множеством значений ("лексических значений"). Таким образом, множество форм и множество значений представляются независимыми объектами, связанные только посредством синтаксиса.
О. Премингер представил набор лингвистических явлений, объяснения которых, с его точки зрения, возможны только в рамках радикальной не-семиотической модели.
Аннотация доклада
Видеозапись доклада доступна по ссылке.