Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Хорог: Институт гуманитарных наук НАНТ, 2025.
Shvedova E., Koryakov Y., Забелина Е. А.
Journal of Language Relationship. 2025. Vol. 23. No. 2.
Khachaturyan M., Konoshenko M., Moroz G. et al.
In bk.: N’yng-dyuumgu, n’yng-ngafq: Festschrift for Ekaterina Gruzdeva. Vol. 126. Helsinki: Studia Orientalia, 2025. P. 35-59.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
В разных языках существительные ведут себя по-разному в конструкциях с числительными: в одних языках (например, эстонском, турецком) существительные в подобных конструкциях маркируются показателем единственного числа, в других (английском, чешском) существительные в таких конструкциях обязательно стоят во множественном числе. Как правило, разница в поведении числовых показателей объясняется семантикой этих показателей в конкретных языках.
В своем докладе Павел Цага предложил альтернативу существующим "семантическим" подходам. Согласно альтернативному подходу, существительные в конструкциях с числительными маркируются особым числовым показателем, "счётным" числом, совпадение же показателя "счётного" числа с показателем множественного или единственного числа в отдельных языках предлагается считать случаями грамматического синкретизма. Цага приводит обоснования для своего подхода, опираясь на данные разноструктурных языков – южного саамского, сербского, болгарского, осетинского и других.
Видеозапись доклада доступна по ссылке.
Омер Премингер в своём докладе представил аргументы против семиотического подхода к языку, представляющего синтаксические терминальные узлы в качестве знаков по Соссюру, и, в том числе против облегчённой версии этого подхода, в рамках которого "означаемое" и "означающее", которые, по Соссюру, находят своё объединение в знаке, представляются максимально абстрактно.
Премингер утверждает, что корректная модель языковой способности носителя не задействует "совмещение" формы и значения. Вместо этого языковая способность включает в себя: (i) инвентарь абстрактных синтаксических атомов (минимальных единиц), (ii) список правил соответствия между множеством синтаксических атомов и множеством форм ("экспонентами"), (iii) список правил соответствия между множеством синтаксических атомов и множеством значений ("лексических значений"). Таким образом, множество форм и множество значений представляются независимыми объектами, связанные только посредством синтаксиса.
О. Премингер представил набор лингвистических явлений, объяснения которых, с его точки зрения, возможны только в рамках радикальной не-семиотической модели.
Аннотация доклада
Видеозапись доклада доступна по ссылке.