• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Статья
Язык Л. Н. Толстого: корпусный подход и интроспекция

Орехов Б. В.

Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 1. С. 67-73.

Глава в книге
Languages examined or referred to in the present book

Creissels D., Zúñiga F., Moroz G.

In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2024. P. 61-73.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Участники Шугнанского проекта на семинаре «Памирские языки: перспективы изучения и развития»

12-13 ноября 2021 года Университет Центральной Азии в г. Хороге (ГБАО респ. Таджикистан) провел семинар «Памирские языки: перспективы изучения и развития», на котором со своими докладами выступили участники Шугнанского проекта из Школы лингвистики и ИКВиА. Онлайн участвовали Е.В. Рахилина, В.А. Плунгян, Е.Е. Арманд, Юрий Макаров и Максим Меленченко; присутствовали в Хороге и прочитали свои доклады Александр Сергиенко, Дмитрий Новокшанов и Дарья Чистякова. Рассказываем, как это было.

С 2018 года студенты и преподаватели Вышки занимаются памирскими языками: ездят в экспедиции на Памир, публикуют научные работы и разрабатывают компьютерные ресурсы. В этот раз мы поехали на Памир небольшим составом нашего проекта, чтобы рассказать нашим таджикским коллегам о результатах экспедиций и наших разработках (подробнее можно почитать здесь).

Финансированием, организацией и проведением семинара занимались сотрудники Университета Центральной Азии, которым удалось собрать вместе представителей из самых разных центров. Нас невероятно тепло приняли в кампусе УЦА и на протяжении этих дней помогали нам буквально во всем - от билетов и транспорта, до организации свободных лекций для студентов, за что хочется поблагодарить всех сотрудников (и студентов!) УЦА, а особенно др. Султонбека Аксаколова, профессора Максима Хомякова и др. Холикназара Кучакшоева. Семинар был организован в рамках Исследовательского проекта "Современность, идентичность, общество и окружающая среда" Департаментом социальных и гуманитарных наук УЦА.

Путь до Хорога – это каждый раз приключение: сперва надо лететь в Душанбе, а затем больше двенадцати часов ехать вверх по памирскому тракту. Дорога идет вдоль реки Пяндж, разделяющей Афганистан и Таджикистан, как всегда захватывает дух от гор, вод, близости границы – весьма условной, потому что к осени Пяндж мельчает и реку, по словам местных, можно переходить вброд. Несмотря на то что мы едем на Памир уже в четвёртый раз, он всегда нас чем-то удивляет. В этот раз мы удивлялись туманным осенним горам и грамматике нескольких новых для нас памирских языков. 

В отличие от предыдущих экспедиций, мы жили прямо в общежитии Университета Центральной Азии (УЦА); это удивительно многонациональное пространство, где учатся вместе памирцы из разных районов – шугнанцы, рушанцы, ваханцы, бартангцы, афганские шугнанцы с той стороны Пянджа, а также студенты из северного Таджикистана, из Киргизии и Пакистана. Лекции ведутся на английском языке, но в коридорах можно услышать микс из самых разных языков (мы даже встретили носительницу бурушаски!)

Кампус Университета Центральной Азии

Наша работа состояла из двух основных частей: работа со студентами и конференция. Сначала надо было попробовать найти студентов, готовых сотрудничать с нами, поэтому 10 и 11 ноября мы проводили по вечерам открытые лекции, где рассказывали про лингвистику, записывали тексты на разных языках, показывали результаты нашего проекта (онлайн-словарь, корпус) и обменивались контактными данными для дальнейшего сотрудничества.

Легко и радостно происходило общение со студентами: с кем-то мы знакомились  в коридорах, кого-то приводили общие знакомые, кто-то сам находил нас в столовой и заводил разговор –  у нас часто спрашивали, почему мы занимаемся шугнанским языком, и очень радовались и удивлялись нашим рассказам про экспедиции. Периодически нам казалось, что мы попали внутрь фильма, как будто такая активная и открытая студенческая жизнь, сконцентрированная в пространстве современного кампуса, приподнятого над городом и окруженного горами, может существовать только на картинке – вечером после официальных пар наши друзья-студенты показывали, как пройти на площадку, где нет фонарей и лучше всего видны звезды, или провожали нас через темное поле (мокрая трава блестит под лучом фонарика) к обрыву, откуда открывается вид на ночной Хорог.

Лекция для студентов про памирские языки

Кроме того, мы поддерживали контакты с Институтом Гуманитарных Наук в Хороге, именно его сотрудники вот уже несколько лет помогают нам с расшифровкой текстов и даже пишут с нами совместные статьи. Поэтому на второй день мы съездили в Институт, где показывали новые способы редактировать шугнанско-русский онлайн-словарь, собирали анкеты, а также ели плов из огромных общих тарелок и слушали истории.

12-13 ноября состоялся собственно семинар, в котором помимо нас (НИУ ВШЭ) и Школы гуманитарных и точных наук УЦА приняли участие сотрудники Института гуманитарных наук, Хорогского государственного университета и представители НПО ЦРМ «Нилуфар».

В рамках семинара обсуждался юридический статус памирских языков, Е.В.Рахилина, Е.Е. Арманд и Шахло Некушоева (ИГН) говорили о лексике памирских языков и способах ревитализации языка, Александр Сергиенко и Дарья Чистякова рассказывали про полевые исследования на примере памирских языков, а Дмитрий Новокшанов, Юрий Макаров и Максим Меленченко представляли компьютерные ресурсы, разработанные для поддержки шугнанского языка - шугнанско-русский онлайн-словарь, морфологический анализатор, конвертер орфографий и корпус шугнанского языка (доступны по адресу pamiri.online).

Наши памирские коллеги с большим интересом слушали про результаты нашей работы, и к концу семинара рождались самые разные проекты сотрудничества. Например, организация летней школы по языкам и культуре Памира или практика для студентов по переводу шугнанских текстов на русский – мы надеемся, что в результате общего сотрудничества получится в несколько раз увеличить объем шугнанского корпуса и, что еще важнее, подключить к этому процессу самих памирцев.

Хотя мы провели в Хороге всего лишь 5 дней, нам удалось и рассказать о своих исследованиях, и поработать с носителями самых разных памирских языков, которые нам удавалось очень легко находить в кампусе университета. После завершения конференции у нас было ощущение настоящей маленькой экспедиции, несмотря на то, что времени было мало. 

Мы возвращались из Памира таким же маршрутом, как и приезжали: сперва по горной дороге до Душанбе 12 часов, потом ночью вылетаем из Душанбе и летим 4,5 часа. Только в этот раз на наших диктофонах были новые тексты и анкеты, а в чемоданах мы везли памирские фрукты и ягоды для наших коллег, которые остались в Москве.