Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Гриднева Е. М., Здорова Н. С., Иваненко А. А. и др.
Вестник Томского государственного университета. Филология. 2024. Т. 4. № 4. С. 1-20.
Albitskiy P., Vlasova E., Ivanenko A.
In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024. Ch. 7. P. 159-182.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
По итогам весеннего конкурса в Школе лингвистики была создана проектная группа из семи человек, которая будет экспериментально исследовать возможные прочтения условных предложений, предложений с вопросительными местоимениями, а также дискурсивное поведение конвенциональных импликатур.
О содержании проекта, истории и актуальном состоянии исследований лингвистической прагматики рассказывает руководитель группы Наталья Александровна Зевахина, доцент Школы лингвистики и старший научный сотрудник Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии ВШЭ:
«Мы исследуем, в первую очередь, импликатуры и пресуппозиции, то есть явления лингвистической прагматики, но планируем работать и с другими данными.
Раньше — скажем, лет 50 или даже 30 назад — считалось, что эти явления существуют как бы сами по себе, то есть, с одной стороны, не зависят ни от каких языковых факторов, а во-вторых, вычисляются носителями языка «автоматически». Лет 20 назад лингвисты стали обращать внимание на то, что импликатуры и пресуппозиции зависят от лексических, просодических, синтаксических, семантических факторов и что люди по-разному их понимают: то есть даже при прочих равных, в каком-либо высказывании один человек скорее увидит дополнительный смысл, а другой нет.
Implicature denotes either (i) the act of meaning or implying one thing by saying something else, or (ii) the object of that act. Implicatures can be determined by sentence meaning or by conversational context, and can be conventional (in different senses) or unconventional.
Stanford Encyclopedia of Philosophy
Другими словами, импликатуры и пресуппозиции неоднородны. Неоднородность удобно изучать психолингвистическими методами (но не только ими). И здесь мы видим, что семантика и прагматика как бы погружаются в психолингвистику, но эта психолингвистика отлична от психолингвистики синтаксиса или морфологии (которая сформировалась как дисциплина раньше).
В области экспериментальной семантики и прагматики сейчас создаются новые научные сообщества (например, два сообщества по экспериментальной прагматике XPrag: одно возникло лет 10 назад в Германии, другое - года 3 назад в Италии) и новые конференции (например, в этом году была проведена первая американская конференция по экспериментальной семантике и прагматике Experiments in Linguistic Meaning).
В экспериментальной прагматике (и семантике) используются и, кстати, сейчас разрабатываются новые методики. Как и другие области современной лингвистики, эта область квантитативна: только для участия только в одном эксперименте мы опрашиваем более 100 человек, их ответы фиксируются в большой матрице.
После фильтровки мы применяем статистические методы и строим графики.
Если мы проводим эксперимент на материале русского языка, мы иногда используем Яндекс.Толоку, аналог американского MTurk, где удаётся получить социолингвистически валидные данные (люди из разных городов, разного возраста, с разным уровнем образования и сферой деятельности, монолингвы и билингвы). Минус — эксперименты платные.
Поскольку мы все владеем корпусными методами, мы пытаемся сделать так, чтобы корпусные и экспериментальные исследования шли рука об руку.
И ещё. В названии нашего проекта фигурирует слово «логика». Конечно, здесь имеется в виду совсем не та сложная логика как отдельная наука, скорее это некоторые базовые принципы логического мышления, которые удобно тестировать в языке и психологии: то, что в логике закон, в языке, в обыденном мышлении или в культуре может быть вовсе не законом и даже не закономерностью. Подобные biases многофакторны, и результаты, которые исследователи получают, релевантны для междисциплинарных стыков: лингвистики, логики, философии, социальной и когнитивной психологии, культурных исследований».
Как и другие проектные группы, группа «Эксперименты на стыке лингвистики и логики» открыла свою веб-страницу, где можно познакомиться с ходом работы и даже посмотреть некоторые видео записанных докладов на конференциях:
Zevakhina, Natalia, and Veronika Prigorkina. Quantity inferences in conditionals: a pilot experimental study. International Conference of Experimental Linguistics. National and Kapodistrian University of Athens, 12-14.10.2020. (Online presentation due to Covid-19)
Video of the talk is available via the link
Желаем новой проектной группе успехов!
Зевахина Наталья Александровна
Школа лингвистики: Доцент