Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Svetlana Iu. Toldova, Elena O. Sokur.
Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2024. Vol. 17. No. 5. P. 905-915.
Rykov E., Zaytsev K., Anisimov I. et al.
In bk.: CLEF 2024 Working Notes. CEUR Workshop Proceedings, 2024. P. 2866-2871.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Конференция «Русский язык: конструкционные и лексико-семантические подходы» — уже шестая в этой серии, основанной в 2009 году. В фокусе внимания конференции — эмпирически ориентированный анализ связей между семантическими и формальными свойствами синтаксических единиц русского языка, и этот подход можно смело называть её визитной карточкой.
Конференция 2019 года была посвящена обсуждению явлений русского синтаксиса с точки зрения того, каким образом формальные свойства синтаксических конструкций связаны с их семантико-прагматическими свойствами и с условиями их употребления в текстах (в дискурсе). Поскольку эта область исследований чрезвычайно хорошо представлена в научных интересах студентов и сотрудников Школы лингвистики, то неудивительно, что наш десант на конференции был довольно многочисленным.
Рассказать о конференции мы попросили её участников. Вот какими впечатлениями поделилась Валентина Юрьевна Апресян, профессор Школы лингвистики.
Школа лингвистики: Профессор
— Эта конференция — одна из немногих, где интересны абсолютно все доклады. Здесь вообще не было докладов без вопросов, после каждого следовало 10-минутное обсуждение, и вопросы не кончались!
Приятно было ощутить так называемую inclusiveness — на конференции не было единого заданного подхода: были представлены и грамматика конструкций, в том числе количественные подходы, и методы Московской семантической школы или близкие ей, в том числе с элементами теоретической лексикографии, и генеративные модели. Очень удачным было и сочетание синхронии и диахронии в материале.
Мне было очень интересно узнать про большие проекты, например семантические карты неопределенных местоимений на материале славянских языков (Бьёрн Ханзен, Роман Фисун). Шла речь и про конструкционные ресурсы (Конструктикон (НИУ ВШЭ), Микросинтаксический словарь русского языка (Л. Л. Иомдин, ИППИ РАН)). Тематическое деление на секции отсутствовало, но стихийно выделились некоторые круги тем — экспериенциальные глаголы, градуальность, одушевленность, каритивность.
Для меня самым ценным на конференции было знакомство с новым интересным языковым материалом — никогда раньше не задумывалась о проспективности дативных конструкций (Г. И. Кустова), о необычных проявлениях одушевленности (А. Б. Летучий), о семантической эволюции глаголов думати и гадати (А. В. Птенцова), о субъектной vs. объектном ориентированности обстоятельственных фразем (Л. Л. Иомдин). Очень интересны были и новые трактовки известных явлений — русского «превратительного падежа» идти в солдаты (А. М. Перельцвайг, О. В. Митренина), расщепления субъекта (М. А. Овсянникова).
В общем, огромное спасибо питерским коллегам — Маше Овсянниковой, Соне Оскольской, Сереже Саю — за организацию этого прекрасного события!
А вот какие впечатления остались от конференции у Валентины Жуковой, студентки магистерской программы «Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур».
студентка магистратуры Школы лингвистики
— Как человеку, участвующему в проекте «Русский конструктикон», мне было важно не только послушать коллег из других стран — а я совсем недавно вернулась с конференции по когнитивной лингвистике, проходившей в Японии, где была отдельная секция по конструкциям — но и узнать, как грамматика конструкций развивается в России. Любопытно, что под конструкциями многие понимают достаточно далекие друг от друга вещи, однако все сходятся в мнении, что это всё ещё малоизученное и перспективное поле для исследования. Мне очень понравилось, каким живым и активным было обсуждение каждого доклада, и я, безусловно, буду использовать идеи из прозвучавших докладов и дискуссий для своей работы.
Помимо Валентины Юрьевны и Валентины Александровны, в конференции приняли участие доценты Школы лингвистики Анна Леонтьева, Илья Иткин, Александр Летучий и Дмитрий Сичинава, а также сотрудник Международной лаборатории языковой конвергенции Наталья Стойнова.
Школа лингвистики благодарит ИЛИ РАН за организацию конференции (и за предоставленные фотографии!) и планирует принять не менее активное участие в седьмой конференции в 2021 году!