Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Imbault C., Slioussar N., Ivanenko A. et al.
Plos One. 2024. Vol. 4. No. 4. P. 1-47.
Albitskiy P., Vlasova E., Ivanenko A.
In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024. Ch. 7. P. 159-182.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
В июне на очередных ежегодных Чтениях, которые проводит Институт лингвистических исследований РАН, выпускница ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» и студентка магистратуры «Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур» Таисия Метелкина выступила с докладом «Ранняя стадия развития артикля по данным древнеанглийского Евангелия от Марка».
О впечатлениях от конференции мы спросили саму Таисию.
— Как Вы чувствовали себя на конференции, посвященной индоевропейскому языкознанию и преимущественно глубоко историческим и доисторическим проблемам?
— Было очень интересно и немного трудно, потому что по некоторым проблемам, которые обсуждались на конференции, у меня есть только поверхностные знания. Зато мне удалось сформировать представление о том, какие темы в рамках индоевропейского языкознания сейчас актуальны, и о том, насколько это вообще широкая научная область.
— Какой отклик получили Ваша тема, какие вопросы задавали коллеги?
— Я выступала последней в своей секции, и из-за того, что в тот день регламент соблюдался не очень строго, я начала доклад тогда, когда по расписанию должен был уже начаться перерыв. Время заключительного пленарного заседания стремительно приближалось, и все немножко торопились, так что каверзных вопросов мне не задавали, и дискуссии, к сожалению, не получилось. Но из неформальной беседы с коллегами стало понятно, что работу приняли хорошо.
— Было ли что-то непривычное или особенное? Что понравилось, а что — нет?
— Чтения памяти Тронского — моя первая «настоящая» конференция, поэтому немножко непривычным было всё. Больше всего понравились, конечно, коллеги — увлечённые, бесконечно эрудированные и доброжелательные. «Новичков» было не так много, и сначала я чувствовала себя довольно неуютно среди взрослых состоявшихся учёных, однако нас очень тепло приняли, так что впечатления остались исключительно положительные.
О конференции рассказывает доцент Школы лингвистики Наталья Борисовна Пименова, научный руководитель работы Таисии:
Чтения памяти Тронского собирают лучших отечественных (и зарубежных) специалистов по индоевропеистике и проблемам исторического изучения древних индоевропейских языков. По материалам конференции публикуется ежегодный сборник статей «Индоевропейское языкознание и классическая филология».
Таисия проделала большую тщательную работу, собрав и изучив случаи колебания употребления артикля в древнеанглийских рукописях Евангелия от Марка. Эта работа позволила получить новые данные о стадиях грамматикализации германского артикля и впервые установить сходство в нетривиальном отсутствии артикля между восточногерманским готским и западногерманским древнеанглийским языком. В частности, удалось выяснить, что древнеанглийский язык, как и готский, по-видимому, прошел стадию безартиклевого употребления обозначений места действия.
Желаем Таисии и Наталье Борисовне больших научных успехов!