• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
The Typology of Physical Qualities
В печати

Под науч. редакцией: E. V. Rakhilina, T. Reznikova.

Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2019.

Статья
General converbs in Andi
В печати

Verhees S.

Studies in Language. 2019.

Глава в книге
Constructing typological questionnaire with distributional semantic models
В печати

Ryzhova D., Paperno D.

In bk.: The Typology of Physical Qualities. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2019. Ch. 9.

Калмыцкая грамматика и ненецкие танцы: в Вороново прошла Летняя школа по ареальной лингвистике

Международная лаборатория языковой конвергенции провела Летнюю школу "Areal Linguistics and Languages of Russia" на базе Учебного центра "Вороново". В школе приняло участие более 100 человек, а в качестве лекторов выступили ведущие специалисты России и мира по ареальной лингвистике и типологии.

10–14 сентября в Учебном центре "Вороново" прошла Летняя школа "Ареальная лингвистика и языки России", организованная Международной лабораторией языковой конвергенции и Школой лингвистики НИУ ВШЭ. В качестве преподавателей Летней школы выступили выдающиеся лингвисты из России и зарубежных университетов. Авторами нескольких курсов стали и сотрудники Школы лингвистики НИУ ВШЭ – Михаил Даниэль, Нина Добрушина, Георгий Мороз, Олег Волков, Алексей Виняр, Инна Зибер, Полина Касьянова, Алексей Козлов. Научный руководитель Международной лаборатории языковой конвергенции Джоханна Николс прочитала заключительную пленарную лекцию о структуре события в типологической перспективе.

Обучение в Летней школе происходит в формате интенсивных недельных курсов. В этом году школа была посвящена языковым ареалам – географическим регионам, в которых языки находятся в тесном контакте. В рамках Летней школы прошли как курсы об отдельных языках России (чукотском, калмыцком, языках нахско-дагестанской семьи), так и лекции, посвященные целым языковым ареалам (Дагестан, Таймыр, Африка южнее Сахары, Амазония и Тихоокеанский регион), а также занятия по визуализации данных и статистическому анализу языковой вариативности.

По вечерам участников Летней школы ожидала развлекательная программа, посвященная культурам народов России. Все желающие могли поучиться лезгинке или игре на русских народных инструментах, посмотреть фильм на чукотском языке (с русскими субтитрами), узнать о ненецких песнях и танцах.



Алексей Федоренко (НИУ ВШЭ):

Мне больше всего понравился курс Марка Донохью. Я бы сказал, что то, что нам показали, — простая, красочная и точная визуализация интуитивного восприятия языкового разнообразия. Нам показали как распределены на карте мира основные морфосинтаксические и фонетические параметры, а также кластеры языков в виде шаров в трехмерном пространстве (где каждая ось представляла один из трех основных параметров). В фонетической кластеризации почти все кластеры были где-то ближе к середине. В морфосинтаксической, наоборот, было больше маленьких кластеров, которые стремились к границам языкового разнообразия. Мне кажется, это хорошо соответствует основным идеям типологии: существовании базового фонетического набора и грамматических типов языков. Ждём следующую летнюю школу по лингвистике в Вороново!


Полина Плешак (МГУ, ИЯз РАН):

Я всё больше убеждаюсь, что летняя школа нужна не только для того, чтобы научиться чему-то, но ещё и для того, чтобы дать людям возможность знакомиться и общаться. Несмотря на то, что Джоханна Николс часто бывает в Москве, только в Вороново я смогла обсудить с ней давно интересовавший меня научный вопрос. Я считаю, что восхитительно удались и вечерние мероприятия. И что самое поразительное: я уверена, что организация этого всего - ужасно нервный, сложный и трудоёмкий процесс. Но со стороны выглядело это так легко, как будто бы всё делалось само собой и шло как по маслу.

Александр Ширяев (НИУ ВШЭ)
Александр Ширяев (НИУ ВШЭ)

Было в одинаковой степени интересно и сложно. Самой ценной лично для меня в летней школе оказалась возможность за короткий промежуток времени познакомиться с тем, что изучают лингвисты. Сейчас даже сложно выделить какой-то отдельный курс, в каждом было что-то индивидуальное. Это и диалекты голландского языка, и взаимопроникновение языков на Кавказе, и библиотека LINGTYPOLOGY для языка R, позволяющая строить карты (это был полный разрыв шаблона о том, чем занимаются лингвисты), и языки Африки и ещё куча всего. Приятным сюрпризом стали вечерние образовательно-развлекательные программы.
Подытоживая, я бы сказал, что в летней школе каждый сможет для себя найти что-то полезное и интересное. Мне кажется, что такой недельный интенсив стоило бы посетить не только лингвистам, но и людям, изучающим другие предметы.


10–14 сентября в Учебном центре "Вороново" прошла Летняя школа "Ареальная лингвистика и языки России", организованная Международной лабораторией языковой конвергенции Школы лингвистики НИУ ВШЭ. В качестве преподавателей Летней школы выступили выдающиеся лингвисты из России и зарубежных университетов. Авторами нескольких курсов стали и сотрудники Школы лингвистики НИУ ВШЭ – Михаил Даниэль, Нина Добрушина, Георгий Мороз, Олег Волков, Алексей Виняр, Инна Зибер, Полина Касьянова, Алексей Козлов. Научный руководитель Международной лаборатории языковой конвергенции Джоханна Николз прочитала финальную пленарную лекцию школы.

Обучение в Летней школе происходит в формате интенсивных недельных курсов. В этом году школа была посвящена языковым ареалам – географическим регионам, в которых языки находятся в тесном контакте. В рамках Летней школы прошли курсы об отдельных языках России (чукотском, калмыцком, языках нахско-дагестанской семьи), так и лекции, посвященные целым языковым ареалам (Дагестан, Таймыр, Африка южнее Сахары, Амазония и Тихоокеанский регион), а также занятия по визуализации и статистическому анализу языковой вариативности.

По вечерам участников Летней школы ожидала развлекательная программа, посвященная культурам народов России. Все желающие могли поучиться лезгинке или игре на русских народных инструментах, посмотреть фильм на чукотском языке (с русскими субтитрами), узнать о ненецких песнях и танцах.

Алексей Федоренко, студент 4-го курса бакалавриата Школы лингвистики, стажер-исследователь Международной лаборатории языковой конвергенции:

Мне больше всего понравился курс Марка Донохью. Я бы сказал, что то, что нам показали, — простая, красочная и точная визуализация интуитивного восприятия языкового разнообразия. Нам показали как распределены на карте мира основные морфосинтаксические и фонетические параметры, а также кластеры языков в виде шаров в трехмерном пространстве (где каждая ось представляла один из трех основных параметров). В фонетической кластеризации почти все кластеры были где-то ближе к середине. В морфосинтаксической, наоборот, было больше маленьких кластеров, которые стремились к границам языкового разнообразия. Мне кажется, это хорошо соответствует основным идеям типологии: существовании базового фонетического набора и грамматических типов языков. Ждём следующую летнюю школу по лингвистике в Вороново!

Полина Плешак, студентка 2-го курса магистратуры МГУ имени М. В. Ломоносова, младший научный сотрудник Института языкознания РАН:

Я всё больше убеждаюсь, что летняя школа нужна не только для того, чтобы научиться чему-то, но ещё и для того, чтобы дать людям возможность знакомиться и общаться. Несмотря на то, что Дж. Николс часто бывает в Москве, только в Вороново я смогла обсудить с ней давно интересовавший меня научный вопрос. Я считаю, что восхитительно удались и вечерние мероприятия. И что самое поразительное: я уверена, что организация этого всего - ужасно нервный, сложный и трудоёмкий процесс. Но со стороны выглядело это так легко, как будто бы всё делалось само собой и шло как по маслу.

Александр Ширяев, студент 1-го курса магистратуры Школы лингвистики НИУ ВШЭ:

Было в одинаковой степени интересно и сложно. Самой ценной лично для меня в летней школе оказалась возможность за короткий промежуток времени познакомиться с тем, что изучают лингвисты. Сейчас даже сложно выделить какой-то отдельный курс, в каждом было что-то индивидуальное. Это и диалекты голландского языка, и взаимопроникновение языков на Кавказе, и библиотека LINGTYPOLOGY для языка R, позволяющая строить карты (это был полный разрыв шаблона о том, чем занимаются лингвисты), и языки Африки и ещё куча всего. Приятным сюрпризом стали вечерние образовательно-развлекательные программы.

Подытоживая, я бы сказал, что в летней школе каждый сможет для себя найти что-то полезное и интересное. Мне кажется, что такой недельный интенсив стоило бы посетить не только лингвистам, но и людям, изучающим другие предметы.