• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Forms and features: the role of syncretism in number agreement attraction

Slioussar N.

Journal of Memory and Language. 2018. Vol. 101. P. 51-63.

Глава в книге
Discovering dialectal differences based on oral corpora

Andriyanets V., Pakendorf B., Daniel M.

In bk.: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной международной конференции «Диалог» (Москва, 30 мая — 2 июня 2018 г.). Iss. 17(24). M.: Russian State University for the Humanitie, 2018. P. 28-38.

Препринт
Nominative object in modern North Russian dialects

Ronko R.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2017. No. 61.

Русский язык в многоязычном мире: нанайские угурцы, нейросети и креативные билингвы

12 апреля в рамках Апрельской конференции стартовало ежегодное научно-практическое мероприятие школы лингвистики «Русский язык в многоязычном мире». Уже в третий раз исследователи и практики из разных стран собираются в Вышке для обсуждения состояния и развития  русского языка в России и за рубежом. И приятно отметить, что с каждым разом темы докладов становятся всё более разнообразным.

Первый день конференции был открыт круглым столом «Язык в контексте других языков» под руководством Максима Кронгауза. Участники поделились замечаниями о текущем положении и развитии русского языка в Беларуси, Армении и Израили и сравнили впечатления со слушателями из других стран. Марина Низник рассказала о создании государственной программы по русскому языку для херитажников. Отдельная секция обратилась к «русскому в рамках русского» — нестандартным вариантам языка. Юлия Мазурова и Денис Зубалов рассказали о расширяющемся проекте по исследованию языков Москвы и тенденциях в речи моно/би/мультиязычных жителей мегаполиса. Запомнились слушателям и нанайские «угурцы» в «постпиджине» нанайских и ульчских носителей в изложении Наталии Стойновой.

В поддержку традиции предыдущих конференций в очередной раз были подняты вопросы билингвизма и школьного образования на русском языке за рубежом. Как оказалось, дети учат орфографию «скорее вопреки программе», немцы полностью ушли в коммуникативный подход, а шведские билингвы естественно словотворчествуют, добавляя в лексикон своих родителей Peter Tjock и шешмары: «Те, которые bilingual, у них fantasy». Было представлено и масштабное исследование лингвистов из Лейбница: Наталья Гагарина рассказала об опыте опроса и анализа детской речи дошкольников и школьников Германии (или «как заставить родителей заполнить 200-вопросный лист»).

Быстрым ликбезом прошли представления ресурсов, сделанных в Школе лингвистики и ушедших в мир: докладчики представили исследования на базе Русского учебного корпуса с собственными решениями Ирины Кор Шаин, идеи и результаты по созданию русского акцентуратора (заменим конечный словарь бесконечными возможностями нейросети и правил), параллельный корпус учебных переводов и корпусный ресурсы для изучения контекстной сочетаемости RUSKELL.

В следующие два дня участники конференции обратятся к проблемам языковой интерференции и детского билингвизма, углубятся в корпусные лабиринты и обсудят нестандартную практику преподавания РКИ.