Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Kirill Koncha, Abina Kukanova, Kazakova Tatiana et al.
In bk.: Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024). Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024. Ch. 1. P. 1-5.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
21 февраля отмечался Международный день родного языка. В эфире радио «Образ», посвященном этому дню, принял участие доцент школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, сооснователь Центра цифровых гуманитарных исследований Борис Орехов. Вместе с ним в разговоре о проблемах сохранения языков участвовали представители нижегородского кампуса НИУ ВШЭ Татьяна Романова и Алексей Малафеев.
Международный день родного языка учрежден решениями ЮНЕСКО и ООН в 1999 году. Выбранная дата связана с событиями 1952 года, когда пакистанская полиция расстреляла демонстрацию за придание бенгали статуса государственного языка в Восточном Пакистане (с 1971 — независимое государство Бангладеш).
Речь идет не о празднике, а именно о памятном дне. За этим днем стоят выступления людей с целью обратить внимание на проблему родного языка. И проблема такая действительно существует, она актуальна для многих народов. Особенно для малых народов
Проблема сохранения родных языков есть и в России. Хотя родным языком большинства жителей страны является русский, помимо него на территории РФ существует более 100 языков (подробнее см. проект школы лингвистики «Языки России»). Некоторые из этих языков — крупные, имеют сотни тысяч или даже миллионы носителей и статус государственных в отдельных регионах (национальных республиках). Другие — совсем небольшие, с числом носителей в несколько сотен, иногда вообще не имеющие письменности.
Например, у нас есть такой уникальный регион, как Дагестан, где сразу несколько десятков языков, очень далеких друг друга, существуют на одном маленьком пятачке земли. Это очень далекие друг от друга языки, не взаимопонятные. Такое вот уникальное место на карте. Естественно, что все эти малые народы заинтересованы в том, чтобы их язык жил, — это часть их национальной культуры, национальной идентичности
Орехов Борис Валерьевич
Школа лингвистики: Доцент
Некоторые малые языки находятся под прямой угрозой исчезновения и могут в ближайшие годы перейти в разряд мертвых. Особенно велик риск для тех языков, носителями которых остаются лишь люди старшего возраста. В эфире обсуждались меры по сохранению малых языков и языкового разнообразия на планете.
Орехов Борис Валерьевич
Школа лингвистики: Доцент