Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вестник Российской академии наук. 2024. Т. 94. № 9. С. 787-794.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
На лекции, которая проходила в лектории павильона «Рабочий и колхозница», присутствовали слушатели разных возрастных категорий — от молодёжи до людей в возрасте. Георгий Алексеевич рассказал о том, что входит в научную сферу интересов учёных-лингвистов, чем лингвист отличается от полиглота и почему лингвистику нельзя считать исключительно гуманитарной наукой.
Наибольший интерес слушатели проявили к теме искусственного интеллекта и NLP (Natural Language Processing — обработка естественного языка). В частности, аудитория активно обсуждала популярную голосовую помощницу «Алису», созданную «Яндексом». Для формирования ответов «Алиса» использует нейронную сеть, обученную на огромном массиве самых разных текстов из интернета, книг и фильмов, поэтому зачастую диалоги с «Алисой» получаются довольно забавными.
Конечно, говоря о лингвистике, нельзя не упомянуть о корпусах, которые помогают в решении исследовательских задач как молодым исследователям, так и серьёзным ученым. Например, если нам необходимо выяснить, в какой момент в русском языке перестала использоваться буква Ъ в конце слова, нам достаточно задать корпусу нужные параметры поиска, и он покажет нам, как после реформы русской орфографии 1918 года употребление на конце слова Ъ постепенно сошло на нет.
Изучение малых языков и распознавание речи, GoogleNgram Viewer и шимпанзе Уошо — охват затронутых тем был настолько широк, что полтора часа пролетели незаметно. А после окончания лекции слушатели могли остаться и задать свои вопросы непосредственно докладчику.
Александра Овчинникова, Лилия Казакова