• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Статья
Язык Л. Н. Толстого: корпусный подход и интроспекция

Орехов Б. В.

Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 1. С. 67-73.

Глава в книге
Languages examined or referred to in the present book

Creissels D., Zúñiga F., Moroz G.

In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2024. P. 61-73.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

100 лет независимости Финляндии, или преподаватели РКИ на конференции в Хельсинки

7-9 июня в университете Хельсинки (Финляндия) состоялась конференция "Русская грамматика: описание, преподавание, тестирование", в которой приняли участие и преподаватели Центра РКИ НИУ ВШЭ.

Конференция была посвящена разным аспектам грамматики и объединила теоретиков и практиков. В течение трех дней исследователи обсуждали проблемы различных подходов к изучению и преподаванию грамматики, делились наблюдениями за отдельными явлениями русской грамматики и дискутировали по поводу спорных случаев описания. Особый интерес вызвали доклады, связанные с презентацией использования корпусных методов и электронных ресурсов в преподавании русского языка.

Наши преподаватели также выступили с рядом докладов, затронувших разнообразные грамматические темы. В первый день конференции с докладом об особенностях согласования между подлежащим и сказуемым в текстах эритажных студентов выступила Екатерина Власова. Опираясь на корпусные данные и знание финского языка, исследователь рассказала, как доминантный язык может влияет на выбор формы сказуемого в предложения типа "Двое студентов поехало / поехали домой". 8 июня наши преподаватели захватили сразу несколько секций. Анна Леонтьева презентовала доклад о дефолтных стратегиях и особенностях обучения иностранцев глагольному виду, Очень интересно и живо Анна рассказала о сложных и зачастую смешных ситуациях неверного употребления видового глаголо студентами и объяснила опасности объяснения темы вида на уроках РКИ. Ольга Еремина представила исследование неопределенных местоимений в том виде, в котором их изучают студенты РКИ, и указала на "слепые зоны" в классификации и комментировании использования местоимений с префиксом кое-, и предложила свои стратегии объяснения студентам этой грамматической теме. Ольга Культепина и Мария Ольшевская выступили с совместным докладом, посвященным использованию корпусных технологий в изучении глагольного вида в РКИ. Преподаватели представили возможности нескольких корпусов в анализе ошибок студентов при использовании вида и предложили ряд заданий-моделей для его тренировки на основе корпусов. В последний день конференции завершала ряд выступлений наших преподавателей Екатерина Шнитке: исследователь презентовала разработанную систему электронных тренажеров для изучающих русский как иностранный и рассказала о разработке и развитии этой системы, а также о возможностях использования тренажеров в классе.

Участникам конференции выпала редкая удача увидеть Хельсинки в свете яркого летнего солнца. Поэтому наши преподаватели смогли насладиться экскурсией по городу и узнать, что фины бережно хранят национальные традиции и поэтому даже на колесе обозрения есть кабинки-сауны, А кроме того вместе с местными жителями все участники порадовались красоте сине-белых цветов, посаженных в честь столетия независимости Финляндии.