Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Максим Олегович Бажуков, Константин Евгеньевич Сатдаров
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Yakovleva A., Kosheliuk N., Moroz G.
International Journal of Bilingualism. 2025. P. 1-19.
В кн.: Парад цифровых гуманитарных проектов. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2025. С. 34-40.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Очередной научный семинар школы лингвистики был посвящен исследованию многозначной глагольной приставки про-. Эта приставка может иметь разную семантику в разных ситуациях: например, в проспать доклад она означает совсем не то, что в продумать доклад.
Некоторые значения могут быть достаточно близкими и не всегда легко отделяются друг от друга. В результате у разных исследователей обнаруживаются разное число смыслов для про-. Академическая грамматика 1980 года выделяет 8 значений, сообщаемых действию этой приставкой:
В других исследованиях выделяют от 6 до 12 различных значений. Авторы доклада остановились на 10 — именно такое количество получается выделить, если опираться на анализ данных Национального корпуса русского языка (исследовались глаголы с приставкой про-, встречающиеся в корпусе не менее 100 раз). Для каждого из этих значений описаны его семантическая структура и соответствующие ему синтаксические конструкции. На основе сходства этих двух параметров значения объединены в три группы, особняком стоит прототипическое значение проникновения (как в проломать). Таблица представлена ниже:
|
Term |
Explanation of meanings |
Base verbs and prefixed verbs | ||
|
Prototype |
THROUGH |
Action moving through something or penetrate something |
ломать break |
проломать bore |
|
Group 1 |
PASS |
Action passing by something |
ехать go |
проехать goby... |
|
MISS |
Action missing something due to doing other things |
спать sleep |
проспать miss... due to being asleep | |
|
Group 2 |
DISTANCE |
Action moving through something for a certain distance |
бежать run |
пробежать run through a certain distance |
|
DURATION |
Action continuing during a given period |
сидеть sit |
просидеть sit for a certain time | |
|
EXTENSION |
Action extending something |
тянуть pull |
протянуть extend | |
|
Group 3 |
THOROUGH |
Action doing something thoroughly |
варить boil |
проварить boil enough |
|
OVERALL |
Action covering the whole of something |
смотреть look |
просмотреть look over | |
|
EXPEND |
Action exhausting or spending all money |
пить drink |
пропить waste money on drink | |
|
HARM |
Action doing harm to something |
студить cool |
простудить let catch cold | |
Ясно, что все значения про- так или иначе связаны с прототипическим «проникающим». Проанализировав механизмы появления новых значений, авторы исследования смоделировали радиальную структуру семантики приставки: