Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Svetlana Iu. Toldova, Elena O. Sokur.
Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2024. Vol. 17. No. 5. P. 905-915.
Rykov E., Zaytsev K., Anisimov I. et al.
In bk.: CLEF 2024 Working Notes. CEUR Workshop Proceedings, 2024. P. 2866-2871.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Книга «Verba sonandi: représentation linguistique des cris d'animaux» («Лингвистическое представление звуков животных») посвящена исследованию глаголов звуков животных на материале более двух десятков языков разных языковых семей. Коллектив авторов состоит из сотрудников школы лингвистики НИУ ВШЭ, а также коллег-исследователей из Франции. Общая идея издания принадлежит руководителю школы лингвистики Екатерине Рахилиной — под её руководством и была подготовлена монография.
Люди легко наделяют животных человеческими качествами — это можно увидеть в баснях, сказках, мультфильмах. В то же время в человеческих языках наблюдается и обратное явление — свойства и поступки людей уподобляются различным чертам и повадкам зверей, птиц, насекомых и т.д. Книга рассказывает о том, как люди используют глаголы, обозначающие звуки животных (например, выть, гавкать, рычать, скулить), для описания человеческих действий: меня облаяла продавщица, раненый взвыл от боли, дочь скакала рядом с папой и весело щебетала и т.п.
Исследование выполнено на обширном и разнообразном языковом материале: авторы изучили и описали глаголы звуков животных в 23 языках разной структуры, представляющих 7 различных языковых семей. Детальному рассмотрению метафоризации звуков животных в этих языках посвящена первая (основная и наиболее «лингвистическая») часть книги.
Вторая часть монографии дополняет лингвистическое исследование культурологическими наблюдениями. Здесь рассматривается представление животных в литературе и фольклоре разных культур, а также роль, которую играют в этом исследуемые глаголы. Таким образом книга может представлять интерес как для лингвистов (в особенности типологов и исследователей метафоры), так и для переводчиков, литературоведов, культурологов, фольклористов.
База глаголов звуков животных, с опорой на которую выполнено исследование, была подготовлена в рамках научно-учебной группы «Лексико-типологические исследования» школы лингвистики НИУ ВШЭ. В её составлении также участвовали исследователи из Университета Прованса Экс-Марсель I, работавшие с 2009 по 2012 гг. по проекту SEGEL (Le Son entre Grammaire Et Lexique). Сейчас работа по исследованию семантического поля звуков животных продолжается, превратившись в полноценный типологический проект.
Школа лингвистики: руководитель
Школа лингвистики: Преподаватель
аспирант
Школа лингвистики: Доцент
Школа лингвистики: Старший преподаватель
аспирант
Школа лингвистики: Доцент