• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

По вопросам, связанным с сайтом: portalhseling@gmail.com

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна
Книга
Proceedings of Third Workshop "Computational linguistics and language science",

Wohlgenannt G., von Waldenfels R., Toldova S. et al.

Iss. 4. EasyChair, 2019.

Статья
Нейрошағир

Orekhov B.

Ватандаш. 2019. No. 2. P. 136-139.

Глава в книге
Genre Classification Problem: in Pursuit of Systematics on a Big Webcorpus

Shavrina T.

In bk.: Proceedings of Third Workshop "Computational linguistics and language science",. Iss. 4. EasyChair, 2019. P. 70-83.

Профессор Дирк Герартс рассказал о модульности в когнитивной социолингвистике

В минувшую пятницу на научном семинаре школы лингвистики выступил профессор Лёвенского университета Дирк Герартс. В своей лекции он рассматривал проблему выделения модулей языка и их взаимосвязи с точки зрения когнитивной социолингвистики.

Для современной лингвистики языковые корпуса — это такая же данность, как сам язык. Новый способ представления информации полюбился всем, кто работает с количественными данными — удобно, просто в использовании и не слишком затратно. В своей лекции Дирк Герартс рассказал, как корпусные данные помогают говорить о модульности — автономности и неавтономности отдельных уровней языка.

Взаимосвязь уровней языка — тема популярная и благодатная; большая часть современных языковых теорий строится именно на ее признании или отрицании. Когнитивная лингвистика в целом модульность не признает. В этой теории синтаксис обусловлен семантикой, грамматика конструкций накладывает ограничения и на способ построения, и на смысл высказывания. Данные о существовании неких строго разграниченных областей в языке получают преимущественно экспериментальным путем. Существует также так называемая двойная диссоциация — то есть утрата одного из двух признаков: либо интеллекта, либо способности к языку. Их комбинация дает различные варианты — от синдрома Дауна (невысокий интеллект, слабое владение языком) и савантов (с "очагом гениальности") до обычных носителей языка. В своем рассказе о модульности профессор Герартс опирался на данные когнитивной социолингвистики, которые они с коллегами собрали в 2010 году. 

Лекция состояла из нескольких частей. Во-первых, профессор Герартс предположил, что модули (синтаксис, семантика и прочие) не связаны друг с другом — и тут же объяснил, что это может быть вызвано спецификой регрессионного анализа, популярного метода когнитивной лингвистики при работе с корпусами. Затем он рассказал, что существует ряд исследований с использованием этого метода, которые могут быть проведены на все увеличивающихся корпусах. Также профессор упомянул, что все еще неясно, во-первых, можно ли считать, что не связанные с между собой структуры действительно доказывают модульность, а во-вторых, — включать ли диалекты в модульность или считать их отдельными подсистемами со своими собственными составляющими. Закончилась лекция кратким обзором истории немодулярных концепций в лингвистике.

Запись лекции:

Курс Дирка Герартса по когнитивной социолингвистике для студентов школы лингвистики: