Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Svetlana Iu. Toldova, Elena O. Sokur.
Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2024. Vol. 17. No. 5. P. 905-915.
Rykov E., Zaytsev K., Anisimov I. et al.
In bk.: CLEF 2024 Working Notes. CEUR Workshop Proceedings, 2024. P. 2866-2871.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Для современной лингвистики языковые корпуса — это такая же данность, как сам язык. Новый способ представления информации полюбился всем, кто работает с количественными данными — удобно, просто в использовании и не слишком затратно. В своей лекции Дирк Герартс рассказал, как корпусные данные помогают говорить о модульности — автономности и неавтономности отдельных уровней языка.
Взаимосвязь уровней языка — тема популярная и благодатная; большая часть современных языковых теорий строится именно на ее признании или отрицании. Когнитивная лингвистика в целом модульность не признает. В этой теории синтаксис обусловлен семантикой, грамматика конструкций накладывает ограничения и на способ построения, и на смысл высказывания. Данные о существовании неких строго разграниченных областей в языке получают преимущественно экспериментальным путем. Существует также так называемая двойная диссоциация — то есть утрата одного из двух признаков: либо интеллекта, либо способности к языку. Их комбинация дает различные варианты — от синдрома Дауна (невысокий интеллект, слабое владение языком) и савантов (с "очагом гениальности") до обычных носителей языка. В своем рассказе о модульности профессор Герартс опирался на данные когнитивной социолингвистики, которые они с коллегами собрали в 2010 году.
Лекция состояла из нескольких частей. Во-первых, профессор Герартс предположил, что модули (синтаксис, семантика и прочие) не связаны друг с другом — и тут же объяснил, что это может быть вызвано спецификой регрессионного анализа, популярного метода когнитивной лингвистики при работе с корпусами. Затем он рассказал, что существует ряд исследований с использованием этого метода, которые могут быть проведены на все увеличивающихся корпусах. Также профессор упомянул, что все еще неясно, во-первых, можно ли считать, что не связанные с между собой структуры действительно доказывают модульность, а во-вторых, — включать ли диалекты в модульность или считать их отдельными подсистемами со своими собственными составляющими. Закончилась лекция кратким обзором истории немодулярных концепций в лингвистике.