Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Родной язык: лингвистический журнал. 2024. № 2. С. 6-37.
Afanasev I., Lyashevskaya O.
In bk.: Structuring Lexical Data and Digitising Dictionaries: Grammatical Theory, Language Processing and Databases in Historical Linguistics. Leiden; Boston: Brill, 2024. P. 13-35.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Начал работу сайт с упражнениями по развитию письменной речи детей 7 – 13 лет «Верные слова», разработанный под руководством старшего преподавателя Школы лингвистики Анны Иосифовны Левинзон. Аудитория портала — учителя, подбирающие задания для индивидуальной работы со школьниками, дети на домашнем и семейном обучении и русскоговорящие дети, живущие в условиях ограниченной языковой среды.
Ресурс основан на принципах корпусного преподавания, то есть демонстрирует живой язык, предлагает ученику вывести правило из употребления, дает возможность проследить вариативность. На сайте собраны более тысячи упражнений, составленных на базе Национального корпуса русского языка (НКРЯ) и произведений современной детской литературы. Так, в НКРЯ были подобраны фрагменты устной речи, на основе которых сконструированы задания по различению языковых регистров.
На выполнение упражнений ребенка мотивируют не только призы в личном кабинете, аудиозаписи и яркие иллюстрации, но сами тексты заданий, составленные по законам близких ребенку жанров – научно-популярных рассказов, детективов, блогов и даже смс. В курсах используются 15 типов упражнений: помимо традиционных «отметьте верное» или «впишите букву», ученику предлагается выполнить задание на перемещение фрагментов слов или графическое развертывание мысли. Все упражнения проверяются автоматически, система генерирует отчеты об успеваемости. На сайте также представлены игры для старших школьников и студентов, которым предлагается проверить свое знание лексики, сочетаемости и синонимов.
Помимо Анны Иосифовны Левинзон в создании ресурса участвовали выпускница школы лингвистики Дарья Стаферова, студентка второго курса Надежда Григорьева, первокурсница Фаня Даниэль, а также коллеги из школы филологии и Института русского языка РАН.