Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Куницын Г. В., Поливанова Д. К., Поливанов К. М.
Русская литература. 2025. № 1. С. 000-000.
Afanasev I., Lyashevskaya O.
In bk.: Structuring Lexical Data and Digitising Dictionaries: Grammatical Theory, Language Processing and Databases in Historical Linguistics. Leiden; Boston: Brill, 2024. P. 13-35.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
26- 28 марта 2015 года факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге провел четвёртую конференцию «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика». Программа конференции была очень насыщенной, но в то же время сбалансированной: в первый день конференции были представлены работы по культурной антропологии, во второй день участники делились своими научными идеями в области социолингвистики, в третий день были представлены исследования по фольклористике. Стоит отметить, что на конференции были не только доклады, но и лекции таких ученых, как Н.Б. Вахтин (Что изучает современная Arctic Anthropology и как это будет по-русски), И.В. Утехин (Как устроен диалог) и Е.В. Головко (Экология языка, языковая смерть и т.д.: о биологических метафорах в социолингвистике).
Несмотря на то, что к участию в конференции приглашались в основном магистранты и аспиранты, наши юные студентки 2-ого курса бакалавриата Школы Лингвистики (Екатерина Антонова, Марина Кустова, Виктория Пекарская и Любовь Полянская) решились представить в Северной столице свой доклад, посвященный смягчению согласного м/м’ в именах собственных. Материалы для исследования были собраны путём проведения лингвистического опроса. Респондентам предлагались карточки с портретами известных личностей и персонажей (Мэрилин Монро, Гомер (поэт), Ангела Меркель, Феликс Мендельсон, Мерлин, Фредди Меркьюри, а также 4 карточки-филлера с портретами людей, в именах которых исследуемая переменная отсутствует).
Студентки рассказали, от чего зависит выбор того или иного варианта произношения иностранных личных имён. Докладчики сообщили, что корреляций с уровнем знания английского выявить, к сожалению, не удалось, однако были обнаружены корреляции с полом респондентов: мужчины больше склонны к смягченному варианту произнесения переменной. Более того, сопоставление общего процента смягчений имени с количеством вхождений в Google дало положительные результаты: чем больше упоминаний имени в Интернете, тем выше процент смягчений.
Доклад Кати, Марины, Вики и Любы однозначно имел успех: из зала звучало множество вопросов, за которыми следовали продолжительные аплодисменты.
Конференция в Европейском Университете не только позволила молодым исследователям поделиться своими идеями, но и показала, что сотрудничество разных университетов может благотворно влиять на научную деятельность: участники конференции обменялись опытом и даже начали планировать совместные проекты.
Студентки ВШЭ выражают благодарность оргкомитету конференции: Н.Б. Вахтину, К.А. Гавриловой, А.А. Клепиковой, М.Л. Лурье, И.В. Утехину за высокий уровень организации конференции и финансовую поддержку приезда, а также своему научному руководителю Н.Р. Добрушиной.
Школа филологии: Доцент