• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Книга
Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024)

Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.

Статья
Толк и толки: диахронический портрет имени с семантикой ментальной сферы

Рыжаченков И. И.

Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.

Глава в книге
Python для гуманитариев, или почему программированию невозможно научиться с первой попытки

Сенина А. В.

В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.

Препринт
Exploring the Effectiveness of Methods for Persona Extraction
В печати

Konstantin Zaitsev.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Big data большого романа: исследователи школы выяснили, кто из героев «Войны и мира» больше всего ест

11 декабря 2014 года аспирант школы по филологическим наукам Даниил Скоринкин выступил на пресс-конференции по итогам проекта «Весь Толстой в один клик», прошедшей в  Государственном музее Л. Н. Толстого. Презентация была посвящена новым возможностям, которые открыла перед исследователями оцифровка творческого наследия писателя, организованная музеем и компанией ABBYY.

11 декабря 2014 года аспирант школы по филологическим наукам Даниил Скоринкин выступил на пресс-конференции по итогам проекта «Весь Толстой в один клик», прошедшей в  Государственном музее Л. Н. Толстого. Презентация была посвящена новым возможностям, которые открыла перед исследователями оцифровка творческого наследия писателя, организованная музеем и компанией ABBYY. 

В фокусе исследования оказался роман «Война и мир». С помощью современных технологий автоматической обработки языка исследователям аспирантской школы удалось узнать о давно знакомом тексте Толстого много нового. Например, подсчитать, кто из героев больше всего разговаривает (таковой оказалась Наташа Ростова), а кого Толстой чаще других изображает за едой (непревзойденный чемпион - Пьер Безухов). Особое внимание в докладе было уделено гардеробу героев: как оказалось, частотность упоминания тех или иных предметов одежды имеет явную взаимосвязь с содержанием томов, частей и отдельных глав романа. К примеру, в «военном» четвертом томе на первые позиции выходят шинели и сапоги солдат, а в «мирном» втором - женские платья и мундиры вельмож. То же относится и к статистике речевой активности героев: на полученных графиках видны «провалы» в моменты батальных сцен и всплески на «разговорных» главах. Оцифрованный текст дает большой простор для сбора самой разной статистики: например, теперь легко выяснить, что самое длинное предложение романа содержит 229 слов, а в черновиках «Войны и мира» есть еще одно длиной в 240.

Среди слушателей доклада были советник президента по культуре Владимир Толстой, директор Государственного музея Л.Н. Толстого Наталья Калинина, глава отдела развития музея и руководитель проекта по оцифровке Фёкла Толстая, известный писатель-толстовед Павел Басинский, популярный блогер Дмитрий Чернышев (mi3ich), а также генеральный директор ABBYY Россия Юрий Корюкин. Последний живо заинтересовался  представленными данными и предложил продолжить работу созданием «соцсети Толстого», которая позволила бы представить в виде сетевой структуры круг общения писателя.
     

Особенный интерес исследование вызвало у журналистов: представители СМИ активно задавали докладчику вопросы о технологии и перспективах исследования, едва не лишив его возможности подкрепиться на фуршете. Представленные в докладе результаты были включены в публикации «Российской газеты» и проекта Russia beyond the headlines, а часть самого выступления можно увидеть в сюжете телеканала «Культура».