Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вестник Российской академии наук. 2024. Т. 94. № 9. С. 787-794.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики официально начала работать 21 апреля 2021 года, хотя собираться её сотрудники и сотрудницы начали ещё в январе. Почти все встречи проходили онлайн и в формате лекций, и нам не хватало времени, чтобы познакомиться друг с другом ближе и обсудить наши научные планы. Поэтому было решено в одни из выходных мая провести выездной семинар-ретрит, где мы бы смогли рассказать о своём полевом опыте, понять, что мы хотим делать вместе и пообщаться в неформальной обстановке без ограничения по времени.
Мы сняли деревянный дом в садовом некоммерческом товариществе «Ивушка» и приехали туда вечером пятницы 14 мая. Чтобы добраться до дома, надо было ехать на электричке до Кубинки, а потом полчаса на такси от станции мимо военных частей. Один из таксистов рассказал нам о достопримечательностях Кубинки и комментировал места, которые мы проезжали (можно сказать, что мы начали отрабатывать навык ведения интервью ещё до официального начала семинара). Когда все добрались до дома, мы разделили между собой комнаты, поговорили и поели (спасибо Инне Зибер и Алексею Виняру!). Этот семинар мы неофициально назвали ретритом, так как договорились во время него не заниматься посторонней работой и учёбой, а также не отвлекаться на интернет во время совместных дел, чтобы провести время наиболее эффективно и узнать друг друга.
Первый полный день мы посвятили рассказам о нашем полевом опыте. Сначала научный сотрудник лаборатории Андриан Влахов поделился историями из социолингвистических и антропологических экспедиций на Северо-Запад России: в Карелию и Мурманскую область, а стажёрки-исследовательницы Мария Лапина и Анастасия Смирнова и стажёр-исследователь Алексей Рыжков дополнили его рассказ. После этого был рассказ об экспедиции на Камчатку: заведующая лабораторией Инна Зибер и стажёрки-исследовательницы Александра Ногина и Татьяна Казакова рассказали, как исследовали эвенский язык. После обеда Инна Зибер, научный сотрудник лаборатории Иван Стенин и младший научный сотрудник Алексей Виняр рассказали об экспедиции на Чукотку. Иван Стенин рассказал о своих поездках на Ямал: мы узнали о быте ненцев, ненецких стойбищах, оленях и выучили новые северные слова. Особенно нам запомнилось слово «пидичи», которое оказалось нам очень близко, ведь оно означает «экспедиция». Вечером Андриан Влахов рассказал нам о своём полевом исследовании жизни на Шпицбергене. После рассказов о пяти очень разных полях мы устроили шашлык (спасибо Андриану Влахову и Алексею Виняру!) во дворе у нашего домика, обсудили предстоящее Евровидение и мультфильмы серии «Гора самоцветов», которые часто затрагивают темы Севера и Арктики, и даже немного потанцевали.
Второй день был посвящён методам наших исследований. Несмотря на то, что в нашей лаборатории есть те, кто занимается лингвистикой, и те, кто занимается антропологией, существуют похожие методологические и этические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в поле. Мы наметили основные затруднения, которые нам встречались во время исследований, и попытались предложить пути решения этих проблем. Особенно подробно мы обсудили получение согласия информанток и информантов на запись, а также работу в условиях пандемии. Кроме этого, мы поделились друг с другом методами, которые используются в наших субдисциплинах: лингвисты и лингвистки рассказали про элицитацию, а антропологи и антропологини — про наблюдение и полуструктурированное интервью. Мы пришли к выводу, что методы разных наук можно комбинировать, делая исследования более разносторонними и междисциплинарными.
Обсудив используемые методы, мы разделились на четыре методологически разнородные группы, чтобы придумать такие возможные исследования для нашей лаборатории, которые бы учитывали интересы всех, а не представляли только одну дисциплину. Каждая из групп представила один проект междисциплинарного исследования Севера, в котором сочетались антропология и лингвистика. После каждой из презентаций люди из других групп советовали, как улучшить идею и сделать её более интересной для всех. Возможно, что какие-то из этих исследований мы продумаем более детально и воплотим в лаборатории в ближайшее время.
После того, как мы обсудили методы и придумали возможные направления работы нашей лаборатории, мы собрали вещи, прибрались в доме и поехали по домам. Ретрит закончился, но мы решили, что будем устраивать выездные семинары и дальше: примерно раз в полгода выезжать за город и посвящать время только северной науке и общению друг с другом.