Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Куницын Г. В., Поливанова Д. К., Поливанов К. М.
Русская литература. 2025. № 1. С. 000-000.
Afanasev I., Lyashevskaya O.
In bk.: Structuring Lexical Data and Digitising Dictionaries: Grammatical Theory, Language Processing and Databases in Historical Linguistics. Leiden; Boston: Brill, 2024. P. 13-35.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Команда исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые описала особенности речевого развития русскоязычных детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на всех лингвистических уровнях (фонология, лексика, морфосинтаксис и дискурс) при помощи теста, который учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка. Исследование опубликовано в Journal of Autism and Developmental Disorders.
В 2020 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал данные о том, что расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребенка в стране. При этом нарушения речевого развития у детей с РАС встречаются приблизительно в 75% случаев. В США, Великобритании и Западной Европе этой проблеме посвящено большое количество исследований. В частности, ряд работ на разных языках направлены на выявление специфических особенностей речи детей с РАС на уровне фонологии, лексики, грамматики и дискурса. Несмотря на это до сих пор практически ничего не было известно о речевых навыках русскоязычных детей с РАС.
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ провели масштабное речевое тестирование русскоязычных детей с РАС. Для тестирования ученые использовали разработанный ими тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций).
Инструмент позволяет оценить порождение и понимание речи на уровне фонологии, лексики, грамматики и дискурса. При этом он также учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка, например, такие как длина слов, возраст усвоения слов, частотность слов, количество аргументов глагола, разные типы предложений и др.
В тестировании приняли участие 82 ученика начальной школы с диагнозом РАС. Каждый ребенок прошел 11 субтестов, из которых состоит КОРАБЛИК, а также 2 дополнительных субтеста на лексику и фонологию. У детей также был измерен уровень невербального интеллекта (IQ), а степень проявления аутистических черт была установлена при помощи опросника Autism Spectrum Quotient: Children’s Version (AQ).
Анализ результатов теста показал, что группы значимо различались между собой: показатели детей с РАС были гораздо ниже, чем типично развивающихся детей по всем субтестам, кроме самого простого – на повторение слов. Дети с РАС лучше всего справлялись с называнием и пониманием отдельных слов, что согласуется с данными о речевых навыках англоязычных детей с таким диагнозом.
«Для нас в этой работе было важно выявить специфические речевые профили русскоязычных детей с РАС на разных лингвистических уровнях и понять, как возраст, невербальный IQ, тяжесть аутизма могут влиять на степень нарушений речи», – рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.
Вардан Арутюнян
Результаты теста показали, что уровень невербального IQ влиял на степень речевого развития практически по каждому субтесту – чем выше было невербальное развитие ребенка, тем выше языковое. При этом, как отмечают ученые, возраст и степень тяжести аутизма не были связаны с речевыми навыками детей с РАС.
Последним этапом работы стало выделение подгрупп детей с РАС в соответствии с их речевыми навыками по каждому субтесту. Ученые выделили группы детей с нормальным речевым развитием, с пограничным и с нарушенным.
Количество детей, которые были в пределах нормы, зависело от лингвистического уровня. Так, например, по тесту на понимание слов (лексический уровень) 22% детей с РАС демонстрировали показатели в пределах нормы, по тесту на повторение предложений (морфосинтаксический уровень) – 8%, а по тесту на порождение текста (дискурсивный уровень) – только 4%.
«Мы видим, что чем сложнее языковой уровень, тем меньше процент детей с нормальным речевым развитием. При этом один и тот же ребенок по одним навыкам может быть на уровне нормы, а по другим – нет, – комментирует Вардан Арутюнян. – Поэтому важно проводить комплексное тестирование с помощью инструмента, который оценивает все уровни языка, начиная от фонологии, заканчивая дискурсом. Это позволит как правильно оценить уровень речевого развития, так и грамотно выстроить направленную коррекцию и реабилитацию речи».