Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вопросы языкознания. 2025.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
26–27 февраля на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ прошел первый в истории университета DH meetup — межкампусная конференция исследователей, применяющих цифровые методы в гуманитарных науках (Digital Humanities). На конференцию съехались представители Санкт-Петербургской, Пермской и Нижегородской Вышки. Организатором стал Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ и его руководитель, доцент школы лингвистики Анастасия Бонч-Осмоловская.
Два дня участники осуществляли научное «перекрестное опыление» — историки, филологи, лингвисты, культурологи рассказывали друг другу о своих цифровых проектах. Диапазон исследований — от изучения академического инбридинга в университетах Российской империи до социальных сетей советского экономического законодательства; от параллельных переводов Байрона до исследования современной устной речи; от корпуса русской детской прозы до кластерного анализа в археологии.
В числе прочих выступили и многочисленные представители школы лингвистики, начиная с ее руководителя — профессора Екатерины Владимировны Рахилиной. Она рассказала о проекте по разметке прозаических текстов М. Ю. Лермонтова с целью представить в цифровой форме все неявные «отклонения» языка автора «Героя нашего времени» от современного русского. Эти отклонения как правило практически не осознаются в школах — того же «Героя нашего времени» читают как текст на современном русском языке, что на самом деле не так.
Участники встречи ежеминутно совершали личные открытия: оказывается, в соседнем кампусе, на соседнем факультете, а иногда и буквально за соседней стеной есть люди, применяющие тот же метод, те же технологии, сталкивающиеся с теми же проблемами, изучающие под другим углом те же объекты. Зонтичный бренд Digital Humanities снова оказался хорош как инструмент разрушения академических «башен из слоновой кости» и созидания междисциплинарного диалога.
Например, в нескольких исследованиях, представленных на DH meetup, применялся сетевой анализ. Так, историк науки Алексей Валерьевич Куприянов (Департамент социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) использует его для анализа данных об университетах российской империи, в частности, для исследования того, как объединялись дисциплины в рамках факультетов.
Представитель кафедры гуманитарных дисциплин пермской Вышки Андрей Владимирович Сметанин применяет сетевой анализ для исследования советского экономического законодательства — сравнительно малоизученной области советского права. С помощью сетей можно получить меру «центральности» экономических агентов с точки зрения того, как они встроены в отношения с другими агентами.
В некоторых случаях такая центральность может оказаться выше, чем было принято считать. Например, в нормах по грузоперевозкам одним из наиболее значимых агентов оказался Госбанк СССР, роль которого в советской экономике незаслуженно обходят вниманием. А в нормах, связанных с сельским хозяйством, чабан занимает гораздо более центральное положение, чем пастух, — это объясняется большей спецификой работы чабанов и несколько большей долей «опеки» над ними со стороны разных административных структур.
Наконец, представитель московского кампуса, сотрудник Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Даниил Андреевич Скоринкин рассказал о применении сетевого анализа в филологии — для изучения эволюции русской драматургии на протяжении XVIII – XX веков.
Как это часто бывает в эпоху наступившей постдисциплинарности, на конференции не было четкого критерия того, что является гуманитарным исследованием. Поэтому среди докладчиков присутствовали социологи, психологи и экономисты.
Плодотворное смешение дисциплин завершилось в большом плавильном котле под названием «медиа» — профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анна Григорьевна Качкаева рассказала о созданном в НИУ ВШЭ Центре цифровых культур и медиаграмотности, область интересов которого затрагивает цифровые аспекты исследований из практически любых областей.
За докладом последовал круглый стол о планах и перспективах Digital Humanities в Вышке. В круглом столе приняли участие декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Михаил Анатольевич Бойцов, директор Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Анастасия Александровна Бонч-Осмоловская и большое число участников, слушателей и гостей конференции. Обсуждались форматы продуктивного академического обмена между исследователями, общие технологические и организационные решения, позволяющие избавить ученого от одиночного каторжного труда над подготовкой и обработкой данных для своего проекта, а также далекие перспективы цифровой гуманитарной науки.