• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Книга
Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024)

Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.

Глава в книге
Mathematicon: A corpus-based platform for teachers and students of RFL
В печати

Anna Leonteva, Toldova S., Fedorov D. et al.

In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024.

Препринт
Exploring the Effectiveness of Methods for Persona Extraction
В печати

Konstantin Zaitsev.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Интервью с Екатериной Агеевой, выпускницей ОП «Фун­да­мен­таль­ная и ком­пью­тер­ная лингвистика»

Екатерина Агеева — выпускница бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Екатерина рассказывает, как выбрала этот путь и чем занимается, работая в компании Google.

Интервью с Екатериной Агеевой, выпускницей ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»

Екатерина Агеева в 2012 поступила на второй набор бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Уже на втором курсе написала программу для обучения академическому письму, через год поучаствовала в программе "Google Summer of Code», а на четвертом курсе выиграла стипендию и получила приглашение на стажировку в Google. Нам она рассказала, как выбрала этот путь и чем занимается выпускник компьютерной лингвистики в Google.

Почему Вы выбрали «Компьютерную лингвистику»? Знали, на что идете? 

Я училась в физико-математическом классе, мне нравилось решать задачи, заниматься математикой, но при этом я довольно плотно изучала английский язык. Поэтому, когда я думала, куда пойти, то зацепилась за направление «Компьютерная лингвистика». Мне захотелось пойти, потому что я ожидала смесь языков и математики. Оказалось, что такие программы были только в трех университетах: МГУ, ВШЭ и СПбГУ. Из трех было несложно выбрать.

Какие впечатления о программе «Компьютерная лингвистика» у Вас остались? 

Мне нравилось здесь учиться. Мне кажется, я узнала много интересного: были моменты, когда на паре возникал вопрос: «Зачем мне это?» Но вскоре всё пригождалось, за что я благодарна нашим преподавателям. В программе есть возможность из множества вещей зацепиться за что-то одно и уйти глубже. Мы изучали теоретическую лингвистику, синтаксис, морфологию и в то же время изучали математику, программирование. В итоге, каждый начал углубляться в свое, каждый нашел себе что-то. По-моему, это здорово. 

Пожалуй, когда я начала углубляться в программирование и математику, мне стало сложнее прилагать усилия к другим, более общим предметам. Мне хотелось заниматься уже по узкой специализации, но осталось несколько обязательных для получения диплома предметов. Я стала уделять чуть меньше времени предметам, в которые я не углублялась. 

Во время учебы Вы где-нибудь работали? Участвовали во внеучебных проектах? 

На втором курсе преподаватель из Вышки в качестве практики попросил меня сделать сайт для курса по академическому письму. Это был первый проект, который помог мне начать программировать серьезно. Ещё я дважды участвовала в "Google Summer of Code".

Что это за программа? Чем Вы на ней занимались?

Программа работает так: есть опенсорсные организации, они подают заявки в эту программу и говорят, какие у них есть проекты. Потом приходят студенты и говорят, какой проект они хотели бы взять. А Google просто соединяет их и выплачивает и студентам, и менторам деньги от производственной компании. В 2014 я принимала участие в работе компании Apertium, занимающейся машинным переводом. Это была хорошая возможность применить на практике те знания, которые я получила в Вышке. 

А в 2015 я работала в RedHenLab, они занимаются корпусами. Я помогала им разработать один из корпусов. По сути, это очень похоже на то, чем мы занимались в Вышке на практике или в учебных лабораториях. Немного другой сеттинг: иностранная компания, поэтому надо научиться работать с иностранцами. Надо было выстраивать рабочие отношения: не так просто, как с преподавателями, которые тебя знают.

Уже было понимание, чем хотите заниматься после выпуска?

Я надеялась, что буду работать по специальности. Ещё в 11 классе мы обсуждали, кто куда пойдет. Все хотели в Физтех, а я сказала, что пойду на филологический факультет. Конечно, сразу посыпались шутки про Макдональдс. Я тогда обиделась и сказала первое, что пришло в голову: «Я пойду в Google и буду заниматься машинным переводом». И часть из этого сбылась. 

Как Вы попали в Google?

Там получилась очень удачная цепочка событий. Я сначала выиграла стипендию имени Аниты Борг, сейчас называется Women Techmakers Scholarship, её спонсирует Google. Эту стипендию дают с целью поддержки женщин в ComputerScience. После получения этой стипендии нас всех привезли в офис Google, и один из сотрудников предложил попробоваться к ним на стажировку. 

Это было сразу после окончания ВШЭ? 

Я одновременно поступила через Erasmus Mundus в магистратуру на программу Dependable Software Systems – разработка софта. Программа начиналась в Ирландии в городе Мейнут, и летом я проходила стажировку в находящемся неподалеку Дублине. Но они из каких-то визовых или грантовых соображений не позволяли студентам работать параллельно. Мне было мало, чем заняться в университете, и получалось ни туда ни сюда: приходишь на пары три раза в неделю, а при этом нельзя поехать в соседний город. 

После стажировки Вы начали работать, чем сейчас занимаетесь?

Сейчас я инженер. Мою задачу можно описать так: посчитать быстро и точно, сколько раз кто-либо посмотрел на бизнес в Google Maps. Представьте: Google Map, на ней точки, которые обозначают кафе, рестораны, книжные магазины и т.д. Каждый запрос к конкретной точке мы фиксируем. Если вы владелец «точки», кафе, допустим, то можете узнать: в этом месяце меня искали 1000 человек, а в прошлом 500 человек, значит, дела у меня идут хорошо. 

То, что мы высчитываем количество просмотров на карте – лишь маленький кусочек целого проекта. Бизнес получает возможность редактировать, как они представлены на картах или в поиске. Какая у них фотография появляется, какое название, много всего.

Наша главная задача – сделать так, чтобы владельцы бизнеса могли его развивать.

Знания, которые Вы получили во ВШЭ, сейчас сильно помогают?

Да, в Вышке очень хорошо научили программировать, у нас были Python и R из языков. Я постепенно училась сначала просто программировать, потом программировать маленькую штучку в каком-то проекте, потом взаимодействовать с другими людьми, и это все помогает. А сейчас у нас в проекте есть фича, которую можно было бы улучшить лингвистикой, но я пока только посматриваю на неё. Может, когда-нибудь сделаю себе такой проект.

Какие ещё перспективы в карьере есть? 

Я, скорее всего, буду и дальше работать инженером, но у нас очень просто поменять проект. Я пока ещё не решилась на это, но, думаю, будет полезно научиться чему-то новому. Например, скоро я в рамках своего проекта буду заниматься iOS-разработкой. Это совершенно новая для меня вещь. Кроме того, я начинаю вспоминать забытое машинное обучение, которое мы в Вышке проходили. Пока для собственного интереса, но, возможно, во что-то это выльется.

Что можете пожелать абитуриентам «Фундаментальной и компьютерной лингвистики»?

Поступайте. Мне кажется, компьютерная лингвистика уже не такие два непонятных слова, и народ понимает, что это значит. Если вы хотите поступать в Вышку – поступайте. Мне здесь было хорошо, возможно, вам тоже понравится. И я бы посоветовала участвовать во всяких внеуниверситетских делах, искать какие-то проекты, стажировки.