Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Фитискина А. А., Фитискин А. А.
Vox Medii Aevi. 2025. Т. X. № X. С. XXX-XXX.
Anna Leonteva, Toldova S., Fedorov D. et al.
In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Екатерина Агеева в 2012 поступила на второй набор бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Уже на втором курсе написала программу для обучения академическому письму, через год поучаствовала в программе "Google Summer of Code», а на четвертом курсе выиграла стипендию и получила приглашение на стажировку в Google. Нам она рассказала, как выбрала этот путь и чем занимается выпускник компьютерной лингвистики в Google.
Почему Вы выбрали «Компьютерную лингвистику»? Знали, на что идете?
Я училась в физико-математическом классе, мне нравилось решать задачи, заниматься математикой, но при этом я довольно плотно изучала английский язык. Поэтому, когда я думала, куда пойти, то зацепилась за направление «Компьютерная лингвистика». Мне захотелось пойти, потому что я ожидала смесь языков и математики. Оказалось, что такие программы были только в трех университетах: МГУ, ВШЭ и СПбГУ. Из трех было несложно выбрать.
Какие впечатления о программе «Компьютерная лингвистика» у Вас остались?
Мне нравилось здесь учиться. Мне кажется, я узнала много интересного: были моменты, когда на паре возникал вопрос: «Зачем мне это?» Но вскоре всё пригождалось, за что я благодарна нашим преподавателям. В программе есть возможность из множества вещей зацепиться за что-то одно и уйти глубже. Мы изучали теоретическую лингвистику, синтаксис, морфологию и в то же время изучали математику, программирование. В итоге, каждый начал углубляться в свое, каждый нашел себе что-то. По-моему, это здорово.
Пожалуй, когда я начала углубляться в программирование и математику, мне стало сложнее прилагать усилия к другим, более общим предметам. Мне хотелось заниматься уже по узкой специализации, но осталось несколько обязательных для получения диплома предметов. Я стала уделять чуть меньше времени предметам, в которые я не углублялась.
Во время учебы Вы где-нибудь работали? Участвовали во внеучебных проектах?
На втором курсе преподаватель из Вышки в качестве практики попросил меня сделать сайт для курса по академическому письму. Это был первый проект, который помог мне начать программировать серьезно. Ещё я дважды участвовала в "Google Summer of Code".
Что это за программа? Чем Вы на ней занимались?
Программа работает так: есть опенсорсные организации, они подают заявки в эту программу и говорят, какие у них есть проекты. Потом приходят студенты и говорят, какой проект они хотели бы взять. А Google просто соединяет их и выплачивает и студентам, и менторам деньги от производственной компании. В 2014 я принимала участие в работе компании Apertium, занимающейся машинным переводом. Это была хорошая возможность применить на практике те знания, которые я получила в Вышке.
А в 2015 я работала в RedHenLab, они занимаются корпусами. Я помогала им разработать один из корпусов. По сути, это очень похоже на то, чем мы занимались в Вышке на практике или в учебных лабораториях. Немного другой сеттинг: иностранная компания, поэтому надо научиться работать с иностранцами. Надо было выстраивать рабочие отношения: не так просто, как с преподавателями, которые тебя знают.
Уже было понимание, чем хотите заниматься после выпуска?
Я надеялась, что буду работать по специальности. Ещё в 11 классе мы обсуждали, кто куда пойдет. Все хотели в Физтех, а я сказала, что пойду на филологический факультет. Конечно, сразу посыпались шутки про Макдональдс. Я тогда обиделась и сказала первое, что пришло в голову: «Я пойду в Google и буду заниматься машинным переводом». И часть из этого сбылась.
Как Вы попали в Google?
Там получилась очень удачная цепочка событий. Я сначала выиграла стипендию имени Аниты Борг, сейчас называется Women Techmakers Scholarship, её спонсирует Google. Эту стипендию дают с целью поддержки женщин в ComputerScience. После получения этой стипендии нас всех привезли в офис Google, и один из сотрудников предложил попробоваться к ним на стажировку.
Это было сразу после окончания ВШЭ?
Я одновременно поступила через Erasmus Mundus в магистратуру на программу Dependable Software Systems – разработка софта. Программа начиналась в Ирландии в городе Мейнут, и летом я проходила стажировку в находящемся неподалеку Дублине. Но они из каких-то визовых или грантовых соображений не позволяли студентам работать параллельно. Мне было мало, чем заняться в университете, и получалось ни туда ни сюда: приходишь на пары три раза в неделю, а при этом нельзя поехать в соседний город.
После стажировки Вы начали работать, чем сейчас занимаетесь?
Сейчас я инженер. Мою задачу можно описать так: посчитать быстро и точно, сколько раз кто-либо посмотрел на бизнес в Google Maps. Представьте: Google Map, на ней точки, которые обозначают кафе, рестораны, книжные магазины и т.д. Каждый запрос к конкретной точке мы фиксируем. Если вы владелец «точки», кафе, допустим, то можете узнать: в этом месяце меня искали 1000 человек, а в прошлом 500 человек, значит, дела у меня идут хорошо.
То, что мы высчитываем количество просмотров на карте – лишь маленький кусочек целого проекта. Бизнес получает возможность редактировать, как они представлены на картах или в поиске. Какая у них фотография появляется, какое название, много всего.
Наша главная задача – сделать так, чтобы владельцы бизнеса могли его развивать.
Знания, которые Вы получили во ВШЭ, сейчас сильно помогают?
Да, в Вышке очень хорошо научили программировать, у нас были Python и R из языков. Я постепенно училась сначала просто программировать, потом программировать маленькую штучку в каком-то проекте, потом взаимодействовать с другими людьми, и это все помогает. А сейчас у нас в проекте есть фича, которую можно было бы улучшить лингвистикой, но я пока только посматриваю на неё. Может, когда-нибудь сделаю себе такой проект.
Какие ещё перспективы в карьере есть?
Я, скорее всего, буду и дальше работать инженером, но у нас очень просто поменять проект. Я пока ещё не решилась на это, но, думаю, будет полезно научиться чему-то новому. Например, скоро я в рамках своего проекта буду заниматься iOS-разработкой. Это совершенно новая для меня вещь. Кроме того, я начинаю вспоминать забытое машинное обучение, которое мы в Вышке проходили. Пока для собственного интереса, но, возможно, во что-то это выльется.
Что можете пожелать абитуриентам «Фундаментальной и компьютерной лингвистики»?
Поступайте. Мне кажется, компьютерная лингвистика уже не такие два непонятных слова, и народ понимает, что это значит. Если вы хотите поступать в Вышку – поступайте. Мне здесь было хорошо, возможно, вам тоже понравится. И я бы посоветовала участвовать во всяких внеуниверситетских делах, искать какие-то проекты, стажировки.