Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Journal of Language and Education. 2024.
Фуфаева И. В., Згировская О. Г.
В кн.: Лингвистическая семантика в пространственном измерении: Словарь. Дискурс. Корпус. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2024. Гл. 5.3.. С. 259-272.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Доклад Георгия Алексеевича был посвящен созданию звуковой базы, созданной при участии студентов-лингвистов. В данный момент в базе данных есть 1532 звуковых изменений из 106 языков 39 языковых семей.
Основной принцип пополнения базы прост — один исследователь вносит всю языковую подгруппу и все звуковые изменения, которые находит. Плюс WCAD в том, что не обязательно ждать конца исследования, чтобы получить результаты. Здесь можно применить некоторый вариант байесовского мышления: сравнить внутригрупповую дисперсию признака с дисперсией по всем группам и тут же получить ответ на вопрос о том, что бывает редко, а что часто. В результате появляется возможность говорить о том, какие явления — типологические, какие — ареальные, а какие — генеалогические.
С одной стороны, WCAD позволяет решить некоторое количество теоретических вопросов, например, какие звуковые изменения встречаются часто/редко и как это объясняют разные фонологические теории, какие звуковые изменения часто встречаются вместе, а какие «не дружат», какие звуковые изменения встречаются везде, а какие характерны для определенных языковых семей, языковых союзов или макроареалов? С другой, как и любая фонетическая база, WCAD вполне может породить свою собственную фонологическую теорию, которая будет жить по собственным законам.
В докладе были представлены основные перспективы развития базы (например, возможность появления в ней славянских языков). В обсуждении примеров различных фонологических изменения принимали активное участие профессора школы лингвистики Михаил Александрович Даниэль, Нина Роландовна Добрушина и Ольга Николаевна Ляшевская, доцент Наталия Анатольевна Слюсарь и декан Школы Екатерина Владимировна Рахилина.