• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Forms and features: the role of syncretism in number agreement attraction

Slioussar N.

Journal of Memory and Language. 2018. Vol. 101. P. 51-63.

Глава в книге
Discovering dialectal differences based on oral corpora

Andriyanets V., Daniel M., Pakendorf B.

In bk.: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной международной конференции «Диалог» (Москва, 30 мая — 2 июня 2018 г.). Iss. 17(24). M.: Russian State University for the Humanitie, 2018. P. 28-38.

Препринт
Nominative object in modern North Russian dialects

Ronko R.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2017. No. 61.

Воздушные шарики, хрустальные шары: возможности RuSkELL для изучающих русский

Новый сезон семинаров школы лингвистики открыла Ольга Культепина с докладом «Коллокационные характеристики слова в выдаче RuSkELL». Онлайн-ресурс RuSkELL был разработан под руководством сотрудников школы лингвистики для помощи иностранцам, изучающим русский язык.

Преподаватели центра РКИ активно используют инструменты компьютерной лингвистики для работы с иностранными студентами, осваивающими русский. Один из таких инструментов — скетч-грамматики, представляющие собой некоторую выжимку корпусной статистики о сочетаемости слова.

Возможность работать с типичными коллокациями, существующими в современном языке, крайне важна для обучения, и для их получения используется RuSkELL — онлайн-ресурс для изучения русского языка, основанный на корпусе ruTenTen11 и адаптированный для использования непрофессиональным пользователем, незнакомым с корпусной лингвистикой и не имеющим лингвистического образования. RuSkELL был разработан сотрудниками школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Масариковым университетом в Брно и факультетом компьютерных наук НИУ ВШЭ. Общее руководство разработкой осуществляла профессор школы лингвистики Валентина Апресян.

Для изучающих русский как иностранный некоторые особенности скетч-грамматик чрезвычайно полезны — например, в отличии от подхода «мешка слов» скетчи основываются на грамматических отношениях, что позволяет задать тип связи в словосочетании, и посмотреть, например, какими существительными может управлять глагол «играть». К тому же ruTenTen11 не ограничивается русской классической литературой и включает язык интернета, что позволяет изучать не только стандартные коллокации, но и сленг.

В рамках проекта уже реализованы выдачи коллокатов для существительных, глаголов, прилагательных и наречий; не так давно были существенно расширены выдачи числительных (в том числе, разделены группы количественных числительных, управляющих существительными в творительном либо родительном падеже), продолжается разработка предлогов. Уже сейчас на основе RuSkELL для мотивированных студентов с высоким уровнем языка преподаватели центра создают упражнения на распознавание близких синонимов (большой опыт/город/интерес; крупный скот/центр/бизнес) и вывод разницы значений из сочетаемости (шарик —  воздушный, разноцветный, сырный, пластмассовый; шар  — бильярдный, зеркальный, магический).

Однако достоинства RuSkELL не заканчиваются на пользе в преподавании РКИ. Наличие в выдаче идиом, полуидиоматических сочетаний и даже фразеологизмов, новых употреблений позволяет использовать его как исследовательский инструмент. В своем выступлении Ольга Культепина рассказала об изменениях в сочетаемости слова, которые не встречаются в выдаче НКРЯ. К примеру, возможна «смена оценки» (агрессивная рекламаагрессивная езда), «расширение сочетаемости» (нотка цитрусовых), возникновение новых идиом и фразеологизмов (лебединая верность), а также заметна разница сочетаемости однокоренных (столстолик).