• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Verba sonandi : Représentation linguistique des cris d’animaux

Presses Universitaires de Provence, 2017.

Статья
Cкорости речи носителей кубанского диалекта кабардино-черкесского языка: устный дискурс vs. чтения текста

Мороз Г. А.

Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017. №  2. С. 9-17.

Глава в книге
Network Dynamics, Plot Analysis: Approaching the Progressive Structuration of Literary Texts
В печати

Fischer F., Göbel M., Kampkaspar D. et al.

In bk.: Digital Humanities 2017 (Montréal, 8–11 August 2017). Book of Abstracts. Montréal: McGill University, 2017.

Эмоциональные роботы и живое ударение: лингвисты из Вышки провели очередную Летнюю лингвистическую школу

На 19-й ЛЛШ в «Вороново» со школьниками занимались звезды отечественной лингвистики.

Преподаватели и студенты школ филологии и лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, а также представители других московских вузов, академических институтов и компании «Яндекс» провели очередную, 19-ю по счету Летнюю лингвистическую школу. Школа проходила в учебном центре «Вороново» и приняла более 70 старшеклассников из разных городов России, прошедших конкурсный отбор, — он в этом году был рекордно жестким. 

В числе учеников этого года были и ребята из Лицея НИУ ВШЭ, посещавшие занятия в школе лингвистики в рамках «Факультетского дня». 

Как и всегда, занятия с участникам ЛЛШ проводили ведущие отечественные лингвисты. В первый же день состоялась лекция академика Андрея Анатольевича Зализняка о «живых механизмах» современного русского ударения.

Андрей Анатольевич Зализняк

Еще один академик — заместитель директора ИРЯ РАН Владимир Александрович Плунгян — провел на школе всю неделю и организовал серию семинаров по дореволюционной русской орфографии. В перерывах школьники подходили к Владимиру Александровичу подписать его знаменитый научно-популярный бестселлер «Почему языки такие разные».

Семинары, лекции и другие занятия касались самых разных аспектов науки о языке, а также смежных наук и дисциплин. Профессор школы филологии Максим Анисимович Кронгауз рассказал о том, как экономия в языке приводит к сложному взаимоотношению грамматического рода и гендерных признаков в названиях животных.

Руководитель школы лингвистики Екатерина Владимировна Рахилина прочитала лекцию «О доблестях, о подвигах, о жестах», посвященную памяти Елены Александровны Гришиной — исследователя русской жестикуляции и устной речи, основателя мультимедийных и устных корпусов в составе Национального корпуса русского языка.

Научный сотрудник лаборатории нейролингвистики Анастасия Лопухина выступила с докладом о ментальном лексиконе. Школьники узнали, как современная лингвистика в сотрудничестве с нейронауками и с опорой на научный эксперимент постепенно раскрывает механизмы хранения значений слов в мозге.

Руководитель направления computer science в Школа анализа данных «Яндекса» Елена Игоревна Бунина рассказала школьникам о машинном обучении, без которого невозможно представить современную компьютерную лингвистику.

Преподаватель школы лингвистики и сотрудник Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Даниил Скоринкин представил доклад под названием «Робот читает "Войну и мир"» — о так называемом «цифровом литературоведении».

Присутствовали на школе и настоящие роботы, из железа, контроллеров и микросхем. На семинаре Артемия Александровича Котова (Курчатовский институт) школьники учились программировать их и работали над речевым модулем. Финальной задачей было создание эмоционального робота. 

Кроме лекций и семинаров, участники школы провели турниры по игре в «шляпу» и «Что? Где? Когда?», делали доклады на «Фестивале языков», ходили на экскурсию в усадьбу, участвовали в «нетрадиционной» олимпиаде по лингвистике, книжном вечере, литературных играх, проводили концерт... И, конечно, ежедневно решали лингвистические задачи, ведь ЛЛШ своими корнями восходит к легендарной «Традиционной олимпиаде по лингвистике».

Классифицировать и перечислить все происходившие на ЛЛШ активности трудно, а передать неподражаемую атмосферу школы и вовсе невозможно. Больше всего она напоминает образы просвещенного будущего человечества из доброй социальной фантастики: утопическое общество свободных исследователей с идеалами совместного научно-творческого труда, который увлекательнее, дороже и приятнее отдыха. 

Основными организаторами школы выступили сотрудники факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ — доценты школы лингвистики Борис Леонидович Иомдин и Владимир Владимирович Файер, преподаватель школы филологии Александр Чедович Пиперски и другие. Также в подготовке и проведении школы участвовали студенты НИУ ВШЭ.