Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Мы продолжаем серию интервью с выпускниками образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Первой о своей учёбе рассказывала Александра Мартынова, а теперь впечатлениями делится Григорий Игнатьев, еще один новоиспеченный дипломированный лингвист.
Скажи, какое самое ценное умение, навык или знание ты приобрел за время учёбы в бакалавриате?
Я думаю, самый важный навык, которому меня научила Вышка, — это умение мыслить научно. Перестать жить в мире стереотипов и узкого мышления. Быть прогрессивным и открытым. Открытым для новых знаний, для новых идей. Я считаю, это очень важно в современном мире.
Можешь ли ты выделить своё самое сильное впечатление за четыре года учебы? Предмет, пара, преподаватель, поездка — что угодно.
Ох, сложный вопрос. Самое сильное впечатление — это всегда люди. Я вот на нашем факультете встретил свою любовь. Это очень сильное впечатление! Ну а если говорить о более «учебных» впечатлениях, то я думаю, что на многих сильное впечатление оказывают наши лингвистические экспедиции, и я не исключение. Мне удалось побывать в экспедиции в Устьянский район Архангельской области, правда я не был участником той экспедиции, а приезжал туда на три дня для завершения своей практики. Но за три дня я понял, как классно ездить в экспедиции и почему все их так любят. С одной стороны, это возможность уехать из Москвы и сменить обстановку, а с другой, — провести время с классными ребятами, преподавателями и студентами. Мы кстати тогда прямо там в экспедиции сдавали экзамен по теории языка Михаилу Александровичу Даниэлю, сидя за обеденным столом в деревне. По-моему, это очень прикольно.
Что было самым неожиданным в учёбе здесь?
Атмосфера. Больше всего меня приятно удивила именно атмосфера в Вышке. Отношение к студентам со стороны преподавателей и администрации. Вот правда, это меня поначалу очень поразило. Буквально в первые дни после поступления на наш факультет мне как-то пришлось зайти в учебный офис за каким-то бланком, которого там не оказалось. И женщина, работающая там, бросила все свои дела и пошла искать мне этот бланк по всему этажу. Казалось бы, никого это не должно удивлять, но когда ты привык к тому, что обычно в подобных ситуациях до тебя никому нет дела, это не может не радовать. А наша школа лингвистики к тому же имеет особую «ламповость». Ты всегда можешь потусить с преподавателями на пикнике, поиграть с ними в волейбол или в монетку. Ну, и шляпа, конечно. Лингвисты и шляпа — это неразделимые вещи. Кстати шляпой я заболел тоже пока учился у нас в бакалавриате.
Кому и зачем стоит идти учиться в Вышку на лингвистику? Какие скилы здесь хорошо прокачивают?
Мне кажется, что закончив наш бакалавриат, можно найти себя в разных профессиональных областях. Это может быть и теоретическая лингвистика, и digital humanities, и natural language processing. У нас в школе лингвистики дают неплохую базу для программирования, у нас хороший преподавательский состав. Нужно только четко понимать, что тебе обязательно нужно развиваться самому. Это чрезвычайно актуально в современном мире, и это особенно важно в областях, близких IT, где новые технологии возникают с огромной скоростью, и ни одна образовательная программа никогда за ними не успеет.
Поэтому нужно очень всем интересоваться, постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием, ходить на мастер-классы, конференции, митапы, читать, пробовать, учить новые технологии и методики, и стараться всегда быть up-to-date.
По традиции в конце интервью — твоё пожелание тем, кто пойдет учиться сюда в следующем году.
Хочу пожелать вам, чтобы вы всегда горели. Чтобы то, чем вы занимаетесь, постоянно вас вдохновляло, чтобы вы хотели узнавать об этом с каждым днем все больше и больше и вам всегда было бы мало. Желаю вам жажды знаний!
И еще. Никогда не бойтесь начать что-то сначала. Если вы чувствуете, что вас тяготит то, чем вы занимаетесь, — задумайтесь. Может быть, где-то в мире вас ждет увлекательнейшая область знаний, которая даст вам именно то, чего вы ищете.