Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Максим Олегович Бажуков, Константин Евгеньевич Сатдаров
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Кувшинская Ю. М., Вихлянцева С. В.
Антропологический форум. 2026. № 4.
В кн.: Парад цифровых гуманитарных проектов. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2025. С. 34-40.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Первая диалектологическая экспедиция в Устьянский район Архангельской области состоялась в 2013 году. Экспедиция была задумана как совместная поездка швейцарских и русских студентов. Швейцарской группой руководил Рупрехт фон Вальденфельс, который в тот момент был профессором университета Берна, русскими студентами - Н.Р. Добрушина и М.А. Даниэль. В 2014 году к группе присоединилась А.В. Тер-Аванесова (ИРЯ РАН).
Нам повезло: мы попали в очень удачное место, как с точки зрения условий работы, так и в отношении жилья и природы. Озеро, река, парное молоко, земляника и горячий душ располагают к тому, чтобы угнездиться надолго. Целью поездок стало создание и пополнение звукового корпуса диалектной речи. Благодаря удачному техническому решению, работоспособности студентов и финансовой поддержке НИУ ВШЭ, за два года был создан корпус, который позволяет иметь доступ к звуку через поиск по лексемам и грамматическим категориям.
С самого начала была поставлена задача записывать не только наиболее пожилых и диалектных носителей, но и среднее и молодое поколение, чтобы иметь возможность проводить социолингвистические исследования вариативности языковых явлений в зависимости от возраста и других социальных характеристик говорящих. Одним из результатов поездок стали исследовательские работы студентов и преподавателей по описанию вариативности в рефлексах древнерусской фонемы /ê/ (*ě), в произношении звука на месте /л/, реализации возвратного постфикса и других явлений. Некоторые из работ уже опубликованы.