• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

По вопросам, связанным с сайтом: portalhseling@gmail.com

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна
Мероприятия
Книга
Proceedings of Third Workshop "Computational linguistics and language science",

Wohlgenannt G., von Waldenfels R., Toldova S. et al.

Iss. 4. EasyChair, 2019.

Статья
Mobility, Telecommunication and Energy Regimes in Svalbard

Vlakhov A.

Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2019. Vol. 12. No. 8. P. 1506-1521.

Глава в книге
Genre Classification Problem: in Pursuit of Systematics on a Big Webcorpus

Shavrina T.

In bk.: Proceedings of Third Workshop "Computational linguistics and language science",. Iss. 4. EasyChair, 2019. P. 70-83.

«Теперь можно и в обычной жизни блеснуть знаниями»

Победители олимпиады «Что может корпус» — о том, где им пригождаются навыки работы с НКРЯ и на какие вопросы он помогает отвечать.

«Теперь можно и в обычной жизни блеснуть знаниями»

Школа лингвистики и сайт «Верные слова» провели онлайн-олимпиаду «Что может корпус» — первую олимпиаду по работе с Национальным корпусом русского языка. Мы поговорили с победителями и теми, кто их поддерживал, о том, что нового они узнали из олимпиады. Ведь главная награда — это, конечно, не призовое место, а новые знания.

Татьяна Латышева, мама Елизаветы Латышевой (категория 7-10 лет), Углич

Елизавета и Татьяна Латышевы

Откуда вы узнали об олимпиаде?

Я узнала от своей коллеги, которая активно пользуется возможностями НКРЯ на занятиях по русскому языку и в исследовательском курсе для учащихся 7 класса. Узнав, я предложила дочери поучаствовать, зная, что её увлекают различные лингвистические задачи.

Почему решили поучаствовать?

Лично мне было интересно узнать, какие задания будут предложены на олимпиаде, так как я сама учитель русского языка и о корпусе знаю. Почему-то подумала, что задания будут необычными. Кроме того, захотелось узнать больше о возможностях НКРЯ. Дочь захотела писать олимпиаду, потому что, как я уже сказала, любит решать головоломки, в том числе языковые. Да, и еще её увлекла возможность выполнять задания с помощью компьютера.

Что больше всего вам с дочкой понравилось в олимпиаде?

Ребенку запомнилось задание, в котором нужно было подобрать эпитеты с суффиксом –аст. Я видела все задания, но не очень хорошо их помню. Помню, что все они были связаны с практическим использованием возможностей НКРЯ, и в этом заключается особая их ценность.

Пользовались ли вы корпусом до олимпиады? Какие задачи он помогал решать?

Дочка до олимпиады о корпусе не знала, но однажды я показала ей возможность узнать с помощью корпуса, как часто употреблялось слово в течение определенного периода времени.

Сама я использовала возможности корпуса на уроках русского языка, чаще всего для того, чтобы продемонстрировать учащимся статистику использования слова (при изучении лексики). Корпус помогал мне также в случаях, когда необходимо было определить, возможно ли то или иное употребление слова или построение фразы (если сама я сомневалась).

Как знания о корпусе могут помочь в школе?

Корпус может предоставить учащимся возможность исследовать употребление того или иного слова в разные периоды, в разных текстах, определить, какая  дополнительная оценочная окраска может возникнуть у слова на протяжении его жизни. Благодаря корпусу можно учиться составлять свои тексты: подбирать эпитеты, строить фразы.

В работе учителя могут пригодиться собранные в корпусе различные тексты — как своеобразный «банк материалов» на разные темы из курса русского языка. При подготовке к урокам литературы можно пользоваться корпусом для поиска текстов художественных произведений, объединенных общей темой, периодом создания, героями и т.п.

Как вам кажется, соответствует ли преподавание русского языка в школе потребностям современного ребёнка? Что бы Вы добавили в уроки и учебники? От чего бы отказались?

Я считаю, что всё зависит от учителя и от работы администрации школы. Есть разные педагоги: одни строят учебный процесс в соответствии с запросами современности, а другие учат «по старинке». В уроки русского языка я бы добавила (и стараюсь сама добавлять, но не всегда есть материал для этого или время на создание нужного материала) больше заданий, ориентированных на практическое использование знаний о языке. Отказаться можно, на мой взгляд, от языковых разборов, которые отнимают много времени, но не демонстрируют, может ли ребенок пользоваться знаниями о языке в жизни.

Ксения Андреева, (категория 13-16 лет), Красноярск

Ксения Андреева

Расскажи, откуда ты узнала об олимпиаде?

Я увидела объявление об олимпиаде на сайте Высшей школы экономики: как раз была там в то время, когда оно появилось.

О, ты хочешь к нам поступать?

Да, один из вариантов.

А почему решила участвовать в олимпиаде? Она же для поступления никаких преимуществ не дает.

Стало просто интересно. Это довольно непривычный формат: нужно использовать интернет-ресурсы (сайт Национального корпуса русского языка), хотя обычно на олимпиадах это запрещают делать.

И как тебе понравился этот формат?

На самом деле я сначала подумала, что все быстро решу, но потом поняла, что на каждое задание уходит немало времени: надо было постоянно всё проверять в корпусе. Но вообще сами задания были очень интересными, и Корпус русского языка — необычный ресурс, поэтому решать олимпиаду было интересно!

А любимое задание у тебя есть?

Да, мне больше всего понравилось решать задание, в котором надо было определять подлинность картин по их описанию (проверять, существовали ли слова, встречающиеся в текстах, во время, которым датируется картина).

А до олимпиады ты что-нибудь слышала про корпус?

Вообще нет. Поэтому сначала пришлось пройти курс знакомства с корпусом, чтобы написать саму олимпиаду.

Легко там было разобраться?

В принципе, да.

И как ты думаешь, тебе эти навыки пригодятся?

Мне кажется, пригодятся, потому что у меня часто возникают вопросы вроде «А правильно ли будет так сказать?», «А можно ли так написать?». Теперь можно проверять это все с помощью корпуса.

А в школе можно это как-нибудь использовать?

Ну, я думаю, на уроках литературы или истории можно использовать. Например,  если посмотреть, с какого года начало какое-то слово употребляться, можно узнать, когда примерно возникло само понятие, которое этим словом обозначается.

О, это очень изящная идея! Лингвисты до такого не сразу додумались.

А еще корпус могут использовать иностранцы, которые учат русский язык, так как там можно смотреть примеры использования слов в различных предложениях.

А ты вообще интересуешься лингвистикой, или просто олимпиада понравилась?

Думаю, меня скорее конкретно эта олимпиада заинтересовала. Так я вообще литературу очень люблю.

Ты же в 9 классе? Есть мысли о том, куда поступать?

Наверное, филология. Или лингвистика. Что-то между. Я пока еще только думаю.

А пока ты в школе, как ты думаешь, в программу по русскому или литературе интересно было бы добавить уроки по изучению корпуса?

Наверное, да. Сейчас же в принципе в школе стараются больше вовлекать компьютер, интернет-ресурсы. С корпусом, думаю, будет еще интереснее. Тем более, там ты сам проводишь свое исследование на реальных данных и получаешь настоящие знания.

Кирилл Кривченко (категория 13-16 лет), Москва

Кирилл Кривченко

Первый вопрос у нас традиционный: откуда ты узнал, что есть такая олимпиада?

У нас в лицее есть лингвистический кружок, и нам там рассказали.

А что вы делаете на этом кружке?

Ну, вот недавно фонетику проходили…

Хочешь в лингвисты пойти?

Я пока ещё не решил. Может, программистом, может, инженером или военным инженером…

Ого! Разнообразные интересы. Наверное, раз тебе нравится лингвистика и программирование, тебе компьютерная лингвистика придется по вкусу. Она как раз связна с корпусами текстов.

М-м, я не знал о таком.

Получается, вам до олимпиады на кружке уже рассказывали об НКРЯ?

Нет, нам вот как раз посоветовали поучаствовать в олимпиаде, чтобы мы все узнали.

Легко было понять, что там к чему?

Да, курс на «Верных словах» очень подробный, я во всем быстро разобрался.

Как ты думаешь, где теперь ты сможешь применить полученные знания?

В случае, если возникнут какие-нибудь вопросы о происхождении слов, их истории…

А кроме утоления жажды этимологических знаний, ты бы корпус больше нигде не использовал?

Для всего остального есть простые бумажные словари. Хотя в них информация устаревает…

Да, и к тому же во многих современных словарях эта информация и берется из корпусов. А еще что-нибудь полезное ты узнал из олимпиады?

Да. Теперь можно и в обычной жизни блеснуть знаниями. Для меня, например, открытием было, что слово «медсестра» появилось совсем недавно, а до этого только «сестры милосердия» были.