• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Verba sonandi : Représentation linguistique des cris d’animaux

Presses Universitaires de Provence, 2017.

Глава в книге
Network Dynamics, Plot Analysis: Approaching the Progressive Structuration of Literary Texts
В печати

Fischer F., Göbel M., Kampkaspar D. et al.

In bk.: Digital Humanities 2017 (Montréal, 8–11 August 2017). Book of Abstracts. McGill University, 2017.

«Теперь можно и в обычной жизни блеснуть знаниями»

Победители олимпиады «Что может корпус» — о том, где им пригождаются навыки работы с НКРЯ и на какие вопросы он помогает отвечать.

Школа лингвистики и сайт «Верные слова» провели онлайн-олимпиаду «Что может корпус» — первую олимпиаду по работе с Национальным корпусом русского языка. Мы поговорили с победителями и теми, кто их поддерживал, о том, что нового они узнали из олимпиады. Ведь главная награда — это, конечно, не призовое место, а новые знания.

Татьяна Латышева, мама Елизаветы Латышевой (категория 7-10 лет), Углич

Елизавета и Татьяна Латышевы

Откуда вы узнали об олимпиаде?

Я узнала от своей коллеги, которая активно пользуется возможностями НКРЯ на занятиях по русскому языку и в исследовательском курсе для учащихся 7 класса. Узнав, я предложила дочери поучаствовать, зная, что её увлекают различные лингвистические задачи.

Почему решили поучаствовать?

Лично мне было интересно узнать, какие задания будут предложены на олимпиаде, так как я сама учитель русского языка и о корпусе знаю. Почему-то подумала, что задания будут необычными. Кроме того, захотелось узнать больше о возможностях НКРЯ. Дочь захотела писать олимпиаду, потому что, как я уже сказала, любит решать головоломки, в том числе языковые. Да, и еще её увлекла возможность выполнять задания с помощью компьютера.

Что больше всего вам с дочкой понравилось в олимпиаде?

Ребенку запомнилось задание, в котором нужно было подобрать эпитеты с суффиксом –аст. Я видела все задания, но не очень хорошо их помню. Помню, что все они были связаны с практическим использованием возможностей НКРЯ, и в этом заключается особая их ценность.

Пользовались ли вы корпусом до олимпиады? Какие задачи он помогал решать?

Дочка до олимпиады о корпусе не знала, но однажды я показала ей возможность узнать с помощью корпуса, как часто употреблялось слово в течение определенного периода времени.

Сама я использовала возможности корпуса на уроках русского языка, чаще всего для того, чтобы продемонстрировать учащимся статистику использования слова (при изучении лексики). Корпус помогал мне также в случаях, когда необходимо было определить, возможно ли то или иное употребление слова или построение фразы (если сама я сомневалась).

Как знания о корпусе могут помочь в школе?

Корпус может предоставить учащимся возможность исследовать употребление того или иного слова в разные периоды, в разных текстах, определить, какая  дополнительная оценочная окраска может возникнуть у слова на протяжении его жизни. Благодаря корпусу можно учиться составлять свои тексты: подбирать эпитеты, строить фразы.

В работе учителя могут пригодиться собранные в корпусе различные тексты — как своеобразный «банк материалов» на разные темы из курса русского языка. При подготовке к урокам литературы можно пользоваться корпусом для поиска текстов художественных произведений, объединенных общей темой, периодом создания, героями и т.п.

Как вам кажется, соответствует ли преподавание русского языка в школе потребностям современного ребёнка? Что бы Вы добавили в уроки и учебники? От чего бы отказались?

Я считаю, что всё зависит от учителя и от работы администрации школы. Есть разные педагоги: одни строят учебный процесс в соответствии с запросами современности, а другие учат «по старинке». В уроки русского языка я бы добавила (и стараюсь сама добавлять, но не всегда есть материал для этого или время на создание нужного материала) больше заданий, ориентированных на практическое использование знаний о языке. Отказаться можно, на мой взгляд, от языковых разборов, которые отнимают много времени, но не демонстрируют, может ли ребенок пользоваться знаниями о языке в жизни.

Ксения Андреева, (категория 13-16 лет), Красноярск

Ксения Андреева

Расскажи, откуда ты узнала об олимпиаде?

Я увидела объявление об олимпиаде на сайте Высшей школы экономики: как раз была там в то время, когда оно появилось.

О, ты хочешь к нам поступать?

Да, один из вариантов.

А почему решила участвовать в олимпиаде? Она же для поступления никаких преимуществ не дает.

Стало просто интересно. Это довольно непривычный формат: нужно использовать интернет-ресурсы (сайт Национального корпуса русского языка), хотя обычно на олимпиадах это запрещают делать.

И как тебе понравился этот формат?

На самом деле я сначала подумала, что все быстро решу, но потом поняла, что на каждое задание уходит немало времени: надо было постоянно всё проверять в корпусе. Но вообще сами задания были очень интересными, и Корпус русского языка — необычный ресурс, поэтому решать олимпиаду было интересно!

А любимое задание у тебя есть?

Да, мне больше всего понравилось решать задание, в котором надо было определять подлинность картин по их описанию (проверять, существовали ли слова, встречающиеся в текстах, во время, которым датируется картина).

А до олимпиады ты что-нибудь слышала про корпус?

Вообще нет. Поэтому сначала пришлось пройти курс знакомства с корпусом, чтобы написать саму олимпиаду.

Легко там было разобраться?

В принципе, да.

И как ты думаешь, тебе эти навыки пригодятся?

Мне кажется, пригодятся, потому что у меня часто возникают вопросы вроде «А правильно ли будет так сказать?», «А можно ли так написать?». Теперь можно проверять это все с помощью корпуса.

А в школе можно это как-нибудь использовать?

Ну, я думаю, на уроках литературы или истории можно использовать. Например,  если посмотреть, с какого года начало какое-то слово употребляться, можно узнать, когда примерно возникло само понятие, которое этим словом обозначается.

О, это очень изящная идея! Лингвисты до такого не сразу додумались.

А еще корпус могут использовать иностранцы, которые учат русский язык, так как там можно смотреть примеры использования слов в различных предложениях.

А ты вообще интересуешься лингвистикой, или просто олимпиада понравилась?

Думаю, меня скорее конкретно эта олимпиада заинтересовала. Так я вообще литературу очень люблю.

Ты же в 9 классе? Есть мысли о том, куда поступать?

Наверное, филология. Или лингвистика. Что-то между. Я пока еще только думаю.

А пока ты в школе, как ты думаешь, в программу по русскому или литературе интересно было бы добавить уроки по изучению корпуса?

Наверное, да. Сейчас же в принципе в школе стараются больше вовлекать компьютер, интернет-ресурсы. С корпусом, думаю, будет еще интереснее. Тем более, там ты сам проводишь свое исследование на реальных данных и получаешь настоящие знания.

Кирилл Кривченко (категория 13-16 лет), Москва

Кирилл Кривченко

Первый вопрос у нас традиционный: откуда ты узнал, что есть такая олимпиада?

У нас в лицее есть лингвистический кружок, и нам там рассказали.

А что вы делаете на этом кружке?

Ну, вот недавно фонетику проходили…

Хочешь в лингвисты пойти?

Я пока ещё не решил. Может, программистом, может, инженером или военным инженером…

Ого! Разнообразные интересы. Наверное, раз тебе нравится лингвистика и программирование, тебе компьютерная лингвистика придется по вкусу. Она как раз связна с корпусами текстов.

М-м, я не знал о таком.

Получается, вам до олимпиады на кружке уже рассказывали об НКРЯ?

Нет, нам вот как раз посоветовали поучаствовать в олимпиаде, чтобы мы все узнали.

Легко было понять, что там к чему?

Да, курс на «Верных словах» очень подробный, я во всем быстро разобрался.

Как ты думаешь, где теперь ты сможешь применить полученные знания?

В случае, если возникнут какие-нибудь вопросы о происхождении слов, их истории…

А кроме утоления жажды этимологических знаний, ты бы корпус больше нигде не использовал?

Для всего остального есть простые бумажные словари. Хотя в них информация устаревает…

Да, и к тому же во многих современных словарях эта информация и берется из корпусов. А еще что-нибудь полезное ты узнал из олимпиады?

Да. Теперь можно и в обычной жизни блеснуть знаниями. Для меня, например, открытием было, что слово «медсестра» появилось совсем недавно, а до этого только «сестры милосердия» были.