Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Journal of Language and Education. 2024.
Фуфаева И. В., Згировская О. Г.
В кн.: Лингвистическая семантика в пространственном измерении: Словарь. Дискурс. Корпус. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2024. Гл. 5.3.. С. 259-272.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Школа лингвистики и сайт «Верные слова» провели онлайн-олимпиаду «Что может корпус» — первую олимпиаду по работе с Национальным корпусом русского языка. Мы поговорили с победителями и теми, кто их поддерживал, о том, что нового они узнали из олимпиады. Ведь главная награда — это, конечно, не призовое место, а новые знания.
Елизавета и Татьяна Латышевы
Откуда вы узнали об олимпиаде?
Я узнала от своей коллеги, которая активно пользуется возможностями НКРЯ на занятиях по русскому языку и в исследовательском курсе для учащихся 7 класса. Узнав, я предложила дочери поучаствовать, зная, что её увлекают различные лингвистические задачи.
Почему решили поучаствовать?
Лично мне было интересно узнать, какие задания будут предложены на олимпиаде, так как я сама учитель русского языка и о корпусе знаю. Почему-то подумала, что задания будут необычными. Кроме того, захотелось узнать больше о возможностях НКРЯ. Дочь захотела писать олимпиаду, потому что, как я уже сказала, любит решать головоломки, в том числе языковые. Да, и еще её увлекла возможность выполнять задания с помощью компьютера.
Что больше всего вам с дочкой понравилось в олимпиаде?
Ребенку запомнилось задание, в котором нужно было подобрать эпитеты с суффиксом –аст. Я видела все задания, но не очень хорошо их помню. Помню, что все они были связаны с практическим использованием возможностей НКРЯ, и в этом заключается особая их ценность.
Пользовались ли вы корпусом до олимпиады? Какие задачи он помогал решать?
Дочка до олимпиады о корпусе не знала, но однажды я показала ей возможность узнать с помощью корпуса, как часто употреблялось слово в течение определенного периода времени.
Сама я использовала возможности корпуса на уроках русского языка, чаще всего для того, чтобы продемонстрировать учащимся статистику использования слова (при изучении лексики). Корпус помогал мне также в случаях, когда необходимо было определить, возможно ли то или иное употребление слова или построение фразы (если сама я сомневалась).
Как знания о корпусе могут помочь в школе?
Корпус может предоставить учащимся возможность исследовать употребление того или иного слова в разные периоды, в разных текстах, определить, какая дополнительная оценочная окраска может возникнуть у слова на протяжении его жизни. Благодаря корпусу можно учиться составлять свои тексты: подбирать эпитеты, строить фразы.
В работе учителя могут пригодиться собранные в корпусе различные тексты — как своеобразный «банк материалов» на разные темы из курса русского языка. При подготовке к урокам литературы можно пользоваться корпусом для поиска текстов художественных произведений, объединенных общей темой, периодом создания, героями и т.п.
Как вам кажется, соответствует ли преподавание русского языка в школе потребностям современного ребёнка? Что бы Вы добавили в уроки и учебники? От чего бы отказались?
Я считаю, что всё зависит от учителя и от работы администрации школы. Есть разные педагоги: одни строят учебный процесс в соответствии с запросами современности, а другие учат «по старинке». В уроки русского языка я бы добавила (и стараюсь сама добавлять, но не всегда есть материал для этого или время на создание нужного материала) больше заданий, ориентированных на практическое использование знаний о языке. Отказаться можно, на мой взгляд, от языковых разборов, которые отнимают много времени, но не демонстрируют, может ли ребенок пользоваться знаниями о языке в жизни.
Ксения Андреева
Расскажи, откуда ты узнала об олимпиаде?
Я увидела объявление об олимпиаде на сайте Высшей школы экономики: как раз была там в то время, когда оно появилось.
О, ты хочешь к нам поступать?
Да, один из вариантов.
А почему решила участвовать в олимпиаде? Она же для поступления никаких преимуществ не дает.
Стало просто интересно. Это довольно непривычный формат: нужно использовать интернет-ресурсы (сайт Национального корпуса русского языка), хотя обычно на олимпиадах это запрещают делать.
И как тебе понравился этот формат?
На самом деле я сначала подумала, что все быстро решу, но потом поняла, что на каждое задание уходит немало времени: надо было постоянно всё проверять в корпусе. Но вообще сами задания были очень интересными, и Корпус русского языка — необычный ресурс, поэтому решать олимпиаду было интересно!
А любимое задание у тебя есть?
Да, мне больше всего понравилось решать задание, в котором надо было определять подлинность картин по их описанию (проверять, существовали ли слова, встречающиеся в текстах, во время, которым датируется картина).
А до олимпиады ты что-нибудь слышала про корпус?
Вообще нет. Поэтому сначала пришлось пройти курс знакомства с корпусом, чтобы написать саму олимпиаду.
Легко там было разобраться?
В принципе, да.
И как ты думаешь, тебе эти навыки пригодятся?
Мне кажется, пригодятся, потому что у меня часто возникают вопросы вроде «А правильно ли будет так сказать?», «А можно ли так написать?». Теперь можно проверять это все с помощью корпуса.
А в школе можно это как-нибудь использовать?
Ну, я думаю, на уроках литературы или истории можно использовать. Например, если посмотреть, с какого года начало какое-то слово употребляться, можно узнать, когда примерно возникло само понятие, которое этим словом обозначается.
О, это очень изящная идея! Лингвисты до такого не сразу додумались.
А еще корпус могут использовать иностранцы, которые учат русский язык, так как там можно смотреть примеры использования слов в различных предложениях.
А ты вообще интересуешься лингвистикой, или просто олимпиада понравилась?
Думаю, меня скорее конкретно эта олимпиада заинтересовала. Так я вообще литературу очень люблю.
Ты же в 9 классе? Есть мысли о том, куда поступать?
Наверное, филология. Или лингвистика. Что-то между. Я пока еще только думаю.
А пока ты в школе, как ты думаешь, в программу по русскому или литературе интересно было бы добавить уроки по изучению корпуса?
Наверное, да. Сейчас же в принципе в школе стараются больше вовлекать компьютер, интернет-ресурсы. С корпусом, думаю, будет еще интереснее. Тем более, там ты сам проводишь свое исследование на реальных данных и получаешь настоящие знания.
Кирилл Кривченко
Первый вопрос у нас традиционный: откуда ты узнал, что есть такая олимпиада?
У нас в лицее есть лингвистический кружок, и нам там рассказали.
А что вы делаете на этом кружке?
Ну, вот недавно фонетику проходили…
Хочешь в лингвисты пойти?
Я пока ещё не решил. Может, программистом, может, инженером или военным инженером…
Ого! Разнообразные интересы. Наверное, раз тебе нравится лингвистика и программирование, тебе компьютерная лингвистика придется по вкусу. Она как раз связна с корпусами текстов.
М-м, я не знал о таком.
Получается, вам до олимпиады на кружке уже рассказывали об НКРЯ?
Нет, нам вот как раз посоветовали поучаствовать в олимпиаде, чтобы мы все узнали.
Легко было понять, что там к чему?
Да, курс на «Верных словах» очень подробный, я во всем быстро разобрался.
Как ты думаешь, где теперь ты сможешь применить полученные знания?
В случае, если возникнут какие-нибудь вопросы о происхождении слов, их истории…
А кроме утоления жажды этимологических знаний, ты бы корпус больше нигде не использовал?
Для всего остального есть простые бумажные словари. Хотя в них информация устаревает…
Да, и к тому же во многих современных словарях эта информация и берется из корпусов. А еще что-нибудь полезное ты узнал из олимпиады?
Да. Теперь можно и в обычной жизни блеснуть знаниями. Для меня, например, открытием было, что слово «медсестра» появилось совсем недавно, а до этого только «сестры милосердия» были.