Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Фитискина А. А., Фитискин А. А.
Vox Medii Aevi. 2025. Т. X. № X. С. XXX-XXX.
Anna Leonteva, Toldova S., Fedorov D. et al.
In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Достаточно долго считалось, что владение языком и наличие разума взаимосвязаны — первое обязательно говорит о втором, второе труднодостижимо без первого (хотя бы в каком-то виде). Однако исследования животных — дельфинов, птиц и приматов — показали, что все не столь однозначно.
Во-первых, исследователи продемонстрировали, что некоторые животные решают интелектуальные задачи (вплоть до счета объектов) без использования языка. Во-вторых, выяснилось, что приматы, которых достаточно долго обучают некоторому естественному языку в целом, на каком-то уровне способны этот язык "освоить". Примеры такого освоения языка — обезьяны, выучившие под руководством людей американский жестовый язык (амслен) и достигшие в нем серьезных успехов.
Первые эксперименты были проведены еще в начале XX века Вильямом Фурнессом. Его годовалый орангутан умел использовать губы и язык при артикуляции, хотя в природе обезьяны такого не делают, а также неплохо понимал обращавшегося к нему человека.
Дальнейшие опыты показали, что при систематическом обучении орангутаны, гориллы и шимпанзе способны осваивать, а затем самостоятельно и осмысленно использовать десятки жестовых конструкций. Кроме того, они проявили способности к обощению и переносному использованию жестов, а также освоили некоторые элементы грамматики жестовых языков.