Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Фитискина А. А., Фитискин А. А.
Vox Medii Aevi. 2025. Т. X. № X. С. XXX-XXX.
Anna Leonteva, Toldova S., Fedorov D. et al.
In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
4 сентября в клубе «Точка сборки» в Москве прошла научно-популярная конференция «День новых популяризаторов». Преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ Георгий Мороз выступил с лекцией (слайды) о жестовых языках, используемых глухими и слабослышащими людьми.
В начале лекции слушатели узнали о разнообразии жестовых языков - по данным базы Glottolog, их в мире не меньше 171. Получить представление, о том, где какой язык используется, можно с помощью интерактивной карты, которая также была представлена аудитории.
Следующая часть лекции была посвящена развенчанию наиболее распространенных мифов о жестовых языках. Например, немногие знают, что такие языки обладают собственной грамматикой и в целом устроены не менее сложно, чем языки звучащие. Исследования этой области лингвистами начались сравнительно недавно, и в массовом сознании по-прежнему доминирует ложное представление, что глухие общаются с помощью некоторого «примитивного» набора знаков или спонтанной пантомимы.
Второй миф – сходство жестового языка определенной территории с распространенным на ней обычным звучащим языком. В действительности русский жестовый язык ничем не близок обычному русскому языку, зато по историческим причинам имеет близких родственников среди других ЖЯ. Более того, носители языка жестов во многих странах образуют свою особую субкультуру и могут плохо знать доминирующий язык страны.
Лингвистическое изучение жестовых языков началось с работ лингвиста Вильяма Стоуки в 1960-е гг. С тех пор было обнаружено множество сходств и различий жестовых и звучащих языков. Так, в жестовых языках слабо разделены между собой части речи, в них мало морфологии, но в то же время они, как и языки звучащие, обладают своими фонетическими системами.
Изучение языков жестов позволяет расширить представления лингвистов о разнообразии и типологии естественных языков, помогает решать задачи автоматической обработки языка, а также вносит вклад в когнитивную науку. Для демонстрации последнего тезиса лектор рассказал о трудностях, с которыми столкнулись при изучении жестовых языков человекообразные обезьяны.