• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Книга
Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024)

Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.

Статья
Толк и толки: диахронический портрет имени с семантикой ментальной сферы

Рыжаченков И. И.

Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.

Глава в книге
Python для гуманитариев, или почему программированию невозможно научиться с первой попытки

Сенина А. В.

В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.

Препринт
Exploring the Effectiveness of Methods for Persona Extraction
В печати

Konstantin Zaitsev.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Развенчание мифов о жестовых языках

4 сентября в клубе «Точка сборки» в Москве прошла научно-популярная конференция «День новых популяризаторов». Преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ Георгий Мороз выступил с лекцией о жестовых языках, используемых глухими и слабослышащими людьми.

4 сентября в клубе «Точка сборки» в Москве прошла научно-популярная конференция «День новых популяризаторов». Преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ Георгий Мороз выступил с лекцией (слайды) о жестовых языках, используемых глухими и слабослышащими людьми.

В начале лекции слушатели узнали о разнообразии жестовых языков - по данным базы Glottolog, их в мире не меньше 171. Получить представление, о том, где какой язык используется, можно с помощью интерактивной карты, которая также была представлена аудитории.

Следующая часть лекции была посвящена развенчанию наиболее распространенных мифов о жестовых языках. Например, немногие знают, что такие языки обладают собственной грамматикой и в целом устроены не менее сложно, чем языки звучащие. Исследования этой области лингвистами начались сравнительно недавно, и в массовом сознании по-прежнему доминирует ложное представление, что глухие общаются с помощью некоторого «примитивного» набора знаков или спонтанной пантомимы.

Второй миф – сходство жестового языка определенной территории с распространенным на ней обычным звучащим языком. В действительности русский жестовый язык ничем не близок обычному русскому языку, зато по историческим причинам имеет близких родственников среди других ЖЯ. Более того, носители языка жестов во многих странах образуют свою особую субкультуру и могут плохо знать доминирующий язык страны.

Лингвистическое изучение жестовых языков началось с работ лингвиста Вильяма Стоуки в 1960-е гг. С тех пор было обнаружено множество сходств и различий жестовых и звучащих языков. Так, в жестовых языках слабо разделены между собой части речи, в них мало морфологии, но в то же время они, как и языки звучащие, обладают своими фонетическими системами.

Изучение языков жестов позволяет расширить представления лингвистов о разнообразии и типологии естественных языков, помогает решать задачи автоматической обработки языка, а также вносит вклад в когнитивную науку. Для демонстрации последнего тезиса лектор рассказал о трудностях, с которыми столкнулись при изучении жестовых языков человекообразные обезьяны.