Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Afanasev I., Lyashevskaya O.
In bk.: Structuring Lexical Data and Digitising Dictionaries: Grammatical Theory, Language Processing and Databases in Historical Linguistics. Leiden; Boston: Brill, 2024. P. 13-35.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Чем занимаются ученые? Ответ первый, «романтический»: ученые занимаются объяснением необъясненных явлений, установлением закономерностей, выработкой теорий и методов, в общем, добывают для человечества новое знание.
Однако это новое знание не обретет ценности до тех пор, пока не будет переработано в связный текст, снабжено ссылками, приведено к определенному формату и опубликовано. Поэтому есть еще ответ второй, «жизненный»: ученые пишут статьи.
Публикация - основной продукт деятельности исследователя и фактически единственная сколько-нибудь осязаемая мера его работы. А раз труд меряется и оценивается статьями, научным сотрудникам приходится вести постоянную «охоту за публикациями». И если такая «охота» выдалась удачной, то ее «трофей» - опубликованная в хорошем издании работа - вывешивается в списке публикаций подобно рогам добытого зверя.
Именно этому сверхактуальному вопросу - как опубликоваться в престижном журнале - был посвящен очередной научный семинар школы лингвистики. Своей экспертизой со слушателями поделилась профессор Университета Тромсё Лора Янда (Laura Janda). Лора - помощник редактора (associate editor) журнала Cognitive Linguistics, одного из наиболее авторитетных изданий в области когнитивной лингвистики. В своей лекции она рассказала, как устроен процесс рецензирования и отбора статей, а также что нужно делать, чтобы опубликоваться в «топовом» лингвистическом журнале.
Чтобы попасть в печать, поданная в журнал статья должна пройти многоуровневый фильтр. Сначала ее оценивает редактор - он может либо отказать автору сразу, либо отправить текст на рецензирование. В случае с Cognitive Linguistics 50-55% поданных статей получают отказ уже на этом этапе. По словам Лоры, основная причина - несоответствие тематике издания, на такие случаи приходится до половины всех отказов. Кроме того, часто работы оказываются слишком описательными, не содержат никаких новых данных, не ссылаются на другие исследования, имеют проблемы с логикой и аргументацией, написаны на плохом англйиском языке или просто являются спекулятивными и имеют мало отношения к науке (здесь в качестве примера Лора рассказала об одном норвежском дантисте, который регулярно присылает работы о происхождении норвежских слов в духе «любительской лингвистики»).
По словам Лоры, чтобы работа не была отвергнута сразу, в ней должны быть представлены либо новые, никем не полученные ранее данные, либо описание нового феномена, либо новая методика, либо вклад в «теоретические основы» когнитивной лингвистики. В этом случае статья проходит первый фильтр и отправляется трем рецензентам, которых отбирают из числа исследователей, занимающихся схожими темами (включая и тех, которые указаны в списке источников статьи).
Рецензирование вновь уменьшает число статей, сохраняющих шансы на публикацию: в Cognitive Linguistics около 25-30% поданных работ получают отказ на основе отзывов рецензентов. Лишь 15-20% статей доходят до той стадии, когда автору предлагается отрегаировать на замечания рецензентов и подать новую версию текста (при этом случаев, когда такие замечания ограничиваются мелкими правками, вообще не более 3-5%).
Из этой статистики Лора делает вывод: если в хорошем журнале вы получили отзывы рецензентов с критикой и замечаниями - радуйтесь, это уже большое достижение. Какой бы жесткой ни была критика, ни в коем случае не опускайте рук - вы почти у цели. По словам Лоры, главная ошибка большинства авторов состоит именно в том, что они сдаются, прочитав отзывы и требования рецензентов. После прочтения рецензии почти у каждого исследователя может возникнуть мысль, что его не поняли, что сам рецензент некомпетентен, что необходимо написать в редакцию с требованием не допускать его до рецензирования. Лора призывает не делать этого и вообще не делать ничего сразу после получения отзывов. Вместо этого она предлагает подождать, когда эмоции схлынут, а затем попытаться понять, какие рациональные предложения рецензентов заслуживают внимания и на какие компромиссы можно пойти (часто выясняется, что поправить можно гораздо больше и гораздо проще, чем казалось на первый взгляд). Основная идея - никогда не сдаваться. В некоторых случаях удается исправить и опубликовать даже статью, на которую сначала пришел отказ.
Напоследок Лора дала несколько ценных советов для тех, кто только начинает писать статью:
• С самого начала держите в голове журналы, в которые вы собираетесь отправлять свою работу, и при написании учитывайте состав аудитории.
• В процессе работы над статьей выступайте на конференциях и используйте полученный там фидбэк.
• Прежде чем послать статью в журнал, отправьте ее коллегам почитать
• (развитие предыдущего пункта) Организуйте внутреннюю peer-review группу. Здесь важно, чтобы критика была жесткой, даже безжалостной, «невзирая на лица».
• Обязательно используйте другие работы по той же теме. Нужно не просто упомянуть их «из вежливости», а именно изучить и встроить опыт других исследователей в ваш текст.
• Помните, что те, на кого вы ссылаетесь (и особенно те, с кем вы полемизируете), весьма вероятно станут вашими рецензентами.
• Внимательно изучите требования интересующих вас журналов к формату статьи (ссылки и прочее), сразу учитывайте их при написании.
• Никогда не сдавайтесь.