Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Хорог: Институт гуманитарных наук НАНТ, 2025.
Shvedova E., Koryakov Y., Забелина Е. А.
Journal of Language Relationship. 2025. Vol. 23. No. 2.
Khachaturyan M., Konoshenko M., Moroz G. et al.
In bk.: N’yng-dyuumgu, n’yng-ngafq: Festschrift for Ekaterina Gruzdeva. Vol. 126. Helsinki: Studia Orientalia, 2025. P. 35-59.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
10 апреля 2015 г. в рамках XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ провела свою работу секция Universalism and Relativism in the Philosophy of Language and Mind, организованная Школами Лингвистики и Философии.
Открыл секцию доклад Марии Полинской, профессора Гарвардского университета, в котором обсуждалась идея продуктивности взаимодействия традиционной теоретической лингвистики с когнитивной наукой. Мария Полинская убедительно показала, что грамотно поставленный эксперимент позволяет получить результаты, одинаково важные как для понимания природы языка, так и для прояснения принципов организации человеческого сознания. Одним из ярких примеров, иллюстрирующих этот тезис, было исследование категории рода в испанском языке. Эксперимент состоял в предоставлении испытуемым предложений с ошибками в глагольном согласовании по роду и измерении времени, затраченного на их прочтение. Результаты эксперимента показали, что носители и не-носители испанского языка воспринимают категорию рода по-разному: если у изучающих испанский язык мужской и женский род являются равноправными значениями категории, то носители воспринимают мужской род как дефолтное, немаркированное значение, а значит, у них, скорее, имеет место противопоставление «наличие/отсутствие рода».
Аудитория во время приглашенной лекции была заполнена до отказа: заинтересованные слушатели сидели на подоконниках и даже на полу.
После доклада М. Полинской секция разделилась на два параллельных потока: «лингвистический» и «философский». В рамках лингвистической части фрагменты своих диссертационных работ представили аспиранты школы лингвистики НИУ ВШЭ Илья Кузнецов, Мария Кюсева и Дарья Рыжова, а также выступили с докладами гости Вышки: Артем Шеля из Университета Тарту рассказал о проекте по разработке корпуса советской песенной поэзии, а Дженнифер Хьюз из Университета Ланкастера представила эксперименты, демонстрирующие противопоставление сильных и слабых коллокаций (то есть более устойчивых и легко воспринимаемых и менее устойчивых, а потому дольше обрабатываемых человеком при восприятии словосочетаний) в английском языке.
В дополнение к основной программе конференции специально для Марии Полинской и других гостей студентки школы лингвистики Эльмира Мустакимова (бакалавриат, 3 курс) и Евгения Мещерякова (магистратура, 1 курс) представили демоверсию интернет-ресурса, разрабатываемого студентами и преподавателями нашего направления, - так называемого «эритажного корпуса», т.е. корпуса текстов на русском языке, составленных детьми эмигрантов, для которых русский является родным, но уже не основным языком повседневного общения.