• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Глава в книге
Тест на распознавание книжных заголовков для младших школьников: пилотное исследование

Урывская Д. А., Староверова В. Н., Лопухина А. А. и др.

В кн.: Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвящённой 85-летию АГГПУ им. В. М. Шукшина (Бийск, 5 апреля 2024 г.). Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2024. С. 240-244.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Асифа Мажид прочла курс лекций в Школе лингвистики

Асифа Маджид,  профессор Университета Неймегена, долгое время изучает семантику событий и языковое выражение внешних ощущений человека с помощью масштабных кросс-лингвистических экспериментов. Асифа приехала в Москву, чтобы рассказать нам о своем подходе, об экспериментах и их результатах: 30 марта и 1 апреля в Школе Лингвистики она прочитала 4 лекции о семантической типологии. Кроме того, Асифе было интересно узнать о достижениях московских коллег в этой области: 1 и 2 апреля она участвовала в воркшопе в Институте Русского Языка, на котором члены Московской лексико-типологической школы представили свои проекты.

Лекция первая General introduction
Вопрос, с которого началась првая лекция о семантической типологии, формулируется очень просто: «Откуда берется значение?». Асифа напомнила слушателям об основных двух подходах к этому вопросу:
1) Одни ученые считают, что в языках существует некоторый набор семантических «примитивов», таким образом, значения слов – это сумма значений составляющих их примитивов.
2) Другие ученые говорят, что все значения цельны. Например, человек поймет, что такое вкус яблока, только тогда, когда попробует яблоко, а до тех пор он не будет знать, что это такое, сколько ему ни описывай яблоко.

Сама же Асифа считает, что эти два подхода разделять нельзя, так как существуют экспериментальные свидетельства в пользу обеих теорий. Рассказ о том, как она пришла к такому выводу, Асифа начала с истории слов цветообозначения и знаменитого эксперимента Б.Берлина и П.Кея, в котором носителям разных языков предъявляли цветные карточки и просили называть или группировать цвета. Мы обсудили основную критику этого эксперимента, а также узнали о других исследованиях цвета: как классифицируют цвета люди с нормальным зрением и люди-дальтоники? Как они классифицируют не сами цвета, а цветовые слова? Оказалось, что цветовая классификация дальтоников нарушена, а лексическая классификация соответствует общественному восприятию, а не личному. Например, дальтоник видит зеленый и красный как один и тот же цвет, но несмотря на это, считает, что это разные цвета.

Лекция вторая  The language of perception
На второй лекции Асифа Маджид рассказывала о языке восприятия, т.е. о словах, которые используются для описания зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и вкусовых ощущений. Так, например, Асифа описала эксперимент, в котором носителям английского языка представлялись цветные таблички, изображения предметов разных форм, кусочки объектов разнообразной текстуры, а также примеры разных звуков и запахов. Задание – назвать цвет, звук, запах, форму или текстуру. Вопрос, на который должен был ответить эксперимент, был сформулирован так: «Правда ли, что о некоторых ощущениях проще говорить, чем о других?». Оказалось, что носители английского языка более последовательно и универсально называют визуальные и слуховые ощущения (дистантные), и гораздо меньше совпадают друг с другом в назывании обонятельных, тактильных и вкусовых ощущений (контактных).  Таким образом, зрение и слух более «кодифицируемы» в английском языке. Затем Асифа рассказала о том, как это устроено в других языках.

В числе других экспериментов Асифы: исследование того, как младенцы различают цвета, исследование влияния языковой метафоры на восприятие на примере голландского языка и фарси.

Лекция третья The body
Третья лекция была посвящена языковому кодированию человеческого тела и эксперименту, где носителей разных языков просили закрашивать на рисунке разные части тела. Этот эксперимент показал, что разные языки по-разному выделяют части тела: например, в языке Lavukaleve есть слова для обозначения рук и ног, а в языке Jahai таких слов нет, зато есть специальные слова для обозначения верхней и нижней частей рук и специальные слова для обозначения верхней и нижней частей ног.

Лекция четвертая Event semantics
Четвертая лекция Асифы была посвящена семантике событий и эксперименту с семантической зоной «резать и ломать». Асифа рассказала о том, что для эксперимента с называнием событий необходимо заранее снять разнообразные видео-клипы, которые потом будут предъявляться носителям разных языков. В таких экспериментах носителей языков просят назвать событие, запечатленное на видео, а затем на основе множества исследователь составляет матрицы схожести разных клипов. Таким образом, можно выделить, какие события более близки в восприятии носителей разных языков мира, а какие, наоборот, кажутся совсем разными.

Эльмира Мустакимова,
студентка 3 курса