• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Рукописи. Редкие издания. Архивы. Из фондов Отдела редких книг и рукописей

Лифшиц А. Л., Мастерков А., Мастеркова А. и др.

Вып. 10. М.: Новый хронограф, 2017.

Статья
The Nature of Humor in Zoshchenko’s Short Stories

Apresyan V.

Variations, Literaturzeitschrift der Universität Zürich. 2017. Vol. 25. P. 41-56.

Глава в книге
Sprachliche Eigenschaften der naturwissenschaftlichen Fachsprache in der ersten Hälfte des 14. Jahrhunderts

Kashleva K.

In bk.: HiGeWiS-Tagung „Geschichte der Fach- und Wissenschaftssprachen. Identität, Differenz, Transfer“. 2017. P. 15-15.

Словарь Даля и другие лингвистические игры

13 февраля 2015 года преподаватели и студенты-лингвисты устроили интеллектуальные игры для финалистов Олимпиады «Высшая проба» (Русский язык). Преподаватели придумывали задания, а студенты Катерина Гончарова, Любовь Клименченко и Никита Медянкин при участии доцента Школы лингвистики Владимира Файера организовали и провели «Лингвистические игры».

— Лингвисты любят и умеют играть, — говорит Владимир Файер. — Я убедился в этом на Летней лингвистической школе, где каждый год наш коллега Борис Иомдин проводит удивительно прекрасные игры с языком, которые придумывает сам. Мы решили устроить для финалистов «Высшей пробы» нечто подобное, ведь очень обидно, что талантливые школьники приходят к в наш университет писать олимпиаду, а мы их даже не видим! К тому же некоторые ребята приезжают из других городов только на «Высшую пробу».

Во время жеребьевки школьники вытягивали из шляпы бумажку с буквами и разделялись на команды. И уже это задание было непростым: одним досталась буква славянского алфавита, другим — греческого, а некоторым — латинские буквы с непривычными надстрочными значками. После недолгой веселой суматохи участники команд познакомились друг с другом и получили первое задание: «голосовать ногами», отвечая на вопросы о лингвистике. Те, кто выбирал ответ «да», отходили к окну, остальные — к двери. Давшие неверный ответ выбывали из игры, оставаясь зрителями. Те, кто ответили на все вопросы, приносили своим командам победные очки.

Один из вопросов звучал так: «Верите ли вы, что в Словаре В.И. Даля есть слова клавиатура, скачивать, ник, банить и монитор?» Оказалось, что все эти слова действительно есть, хотя великий лексикограф дает им непривычные для современного уха определения. Этот вопрос не вызвал больших сложностей, а вот на дополнительный вопрос: «Что такое мезонин, мансард, горенка, терем, теремок, светелка под кровлей, рубка, чердачок?» не ответил никто. Не удивительно, ведь Вышка в сознании наших будущих абитуриентов совершенно не ассоциируется с горенкой или чердачком!

Затем командам нужно было посостязаться со словарем Даля: придумать свое определение к слову «герлыга», так чтобы другие команды приняли его за настоящее. По итогам конкурса команды-победители: «юс малый», «собака» и «дельта» получили призы: книги и магнитики с вышкинской вороной.

— Огромное спасибо Тамаре Анатольевне Протасевич, всему Департаменту по работе с одаренными и всем студентам-волонтерам, которые организовывали Олимпиаду и помогали нам! — говорит Владимир Файер. — Особая благодарность — школьникам, которые интересуются лингвистикой и которых мы надеемся в будущем увидеть в нашем Университете.