• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна
Книга
Number in the World's Languages
В печати

Под редакцией: P. Acquaviva, M. Daniel.

Berlin: De Gruyter Mouton, 2021.

Статья
Online and offline effects of transcranial alternating current stimulation of the primary motor cortex

Pozdniakov I., Vorobyova A., Galli G. et al.

Scientific Reports. 2021. Vol. 11. No. 1. P. 1-10.

Глава в книге
Person in Morphology

Daniel M.

In bk.: The Oxford Encyclopedia of Morphology. Oxford: Oxford University Press, 2021. Ch. 9. P. 91-133.

Препринт
Three -En In Northern Khanty: 2sg Possessive, Salient, And Anaphoric Articles

Stepan K. Mikhailov.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 101.

Словарь Даля и другие лингвистические игры

13 февраля 2015 года преподаватели и студенты-лингвисты устроили интеллектуальные игры для финалистов Олимпиады «Высшая проба» (Русский язык). Преподаватели придумывали задания, а студенты Катерина Гончарова, Любовь Клименченко и Никита Медянкин при участии доцента Школы лингвистики Владимира Файера организовали и провели «Лингвистические игры».

— Лингвисты любят и умеют играть, — говорит Владимир Файер. — Я убедился в этом на Летней лингвистической школе, где каждый год наш коллега Борис Иомдин проводит удивительно прекрасные игры с языком, которые придумывает сам. Мы решили устроить для финалистов «Высшей пробы» нечто подобное, ведь очень обидно, что талантливые школьники приходят к в наш университет писать олимпиаду, а мы их даже не видим! К тому же некоторые ребята приезжают из других городов только на «Высшую пробу».

Во время жеребьевки школьники вытягивали из шляпы бумажку с буквами и разделялись на команды. И уже это задание было непростым: одним досталась буква славянского алфавита, другим — греческого, а некоторым — латинские буквы с непривычными надстрочными значками. После недолгой веселой суматохи участники команд познакомились друг с другом и получили первое задание: «голосовать ногами», отвечая на вопросы о лингвистике. Те, кто выбирал ответ «да», отходили к окну, остальные — к двери. Давшие неверный ответ выбывали из игры, оставаясь зрителями. Те, кто ответили на все вопросы, приносили своим командам победные очки.

Один из вопросов звучал так: «Верите ли вы, что в Словаре В.И. Даля есть слова клавиатура, скачивать, ник, банить и монитор?» Оказалось, что все эти слова действительно есть, хотя великий лексикограф дает им непривычные для современного уха определения. Этот вопрос не вызвал больших сложностей, а вот на дополнительный вопрос: «Что такое мезонин, мансард, горенка, терем, теремок, светелка под кровлей, рубка, чердачок?» не ответил никто. Не удивительно, ведь Вышка в сознании наших будущих абитуриентов совершенно не ассоциируется с горенкой или чердачком!

Затем командам нужно было посостязаться со словарем Даля: придумать свое определение к слову «герлыга», так чтобы другие команды приняли его за настоящее. По итогам конкурса команды-победители: «юс малый», «собака» и «дельта» получили призы: книги и магнитики с вышкинской вороной.

— Огромное спасибо Тамаре Анатольевне Протасевич, всему Департаменту по работе с одаренными и всем студентам-волонтерам, которые организовывали Олимпиаду и помогали нам! — говорит Владимир Файер. — Особая благодарность — школьникам, которые интересуются лингвистикой и которых мы надеемся в будущем увидеть в нашем Университете.