Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Жанры речи. 2025. Т. 20. № 3(47). С. 327-336.
Daria I., Konstantin Zaitsev, Olga S.
In bk.: CLEF 2025 Working Notes. Vol. 4038. CEUR Workshop Proceedings, 2025.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Расстройства аутистического спектра (РАС) — вызов не только для медицины, но и для образования, социальной политики и технологий. Ученые, врачи, педагоги и представители власти на конференции «Аутизм. Вызовы и решения» обсуждают, как наука и практика могут помочь таким людям. Впервые мероприятие проходит в Высшей школе экономики.
В Центре культур НИУ ВШЭ стартовала XIII Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения». Мероприятие, которое будет проходить с 12 по 14 сентября, собрало ведущих экспертов из России, США, Аргентины, Индии, Израиля, Бразилии, ОАЭ и других стран.
Конференция впервые проходит на площадке ВШЭ, подчеркнула президент Центра проблем аутизма и модератор пленарной сессии Екатерина Мень: «Мы начинаем разговор о проблемах аутизма прямо и открыто. Для нас большая честь провести эту конференцию в стенах одного из ведущих университетов мира, где уже ведется обширная работа, напрямую связанная с проблемами аутизма».
Проректор ВШЭ, старший директор по фундаментальным исследованиям Александр Балышев отметил, что событие возвращается в Москву в очном формате после нескольких лет перерыва и приобретает особую значимость.
«Аутизм воспринимается как комплексное состояние, требующее междисциплинарного подхода — от психологии и педагогики до генетики. Вышка объединяет фундаментальные исследования в области нейронаук и активно внедряет их в клиническую практику», — подчеркнул он.
При этом проректор особо отметил роль Центра языка и мозга, Института когнитивных нейронаук и других подразделений НИУ ВШЭ, которые разрабатывают тесты и приложения для врачей, педагогов и родителей. «Огромный вклад в эту работу вносят родители детей с аутизмом, и их голос также должен быть услышан», — сказал он.
Директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой сосредоточилась на исследовании речевых нарушений при аутизме. «Язык и речь — отличительная особенность человека. Когда ребенок не имеет возможности полноценно коммуницировать, многие дорожки развития оказываются перекрыты. Мы хотим понять, при каких условиях возникают речевые нарушения и как помочь ребенку адаптироваться», — отметила она.
О важности клинико-технологического сотрудничества говорил и генеральный директор НМХЦ им. Пирогова Олег Карпов. Он рассказал о совместных проектах с ВШЭ и об уникальных нейрохирургических операциях с пробуждением пациента. «Это один из примеров того, как мультидисциплинарный подход — медицинский, педагогический, социальный — позволяет искать эффективные решения для поддержки людей с аутизмом», — считает он.
Конференция также стала площадкой для диалога с представителями власти. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко напомнила, что в 2013 году категория обучающихся с РАС впервые была закреплена в законе, а в 2023 году появились федеральные адаптированные образовательные программы. «Сегодня мы находимся не в начале пути, но и не в середине. Важно, чтобы ребенок с РАС получал качественное и преемственное образование, а инклюзия не оставалась на бумаге», — подчеркнула она.
Начальник отдела психического здоровья Минздрава РФ Георгий Губанов отметил, что с каждым годом проблема аутизма становится все более масштабной. «Мы можем поставить диагноз, но помочь ребенку без педагогов и психологов невозможно. Поэтому так важно междисциплинарное сотрудничество», — убежден он.
Заместитель директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России Кира Афонина сообщила, что с 2025 года в регионах поэтапно внедряется система комплексной реабилитации. «Впервые утверждены стандарты для взрослых и детей с РАС. Внедрение должно завершиться к 2030 году, и здесь ключевую роль играют квалифицированные кадры», — отметила она.
Особый акцент был сделан на обмене практиками. Мери Баруа (Merry Barua), сооснователь Национального центра по борьбе с аутизмом (Индия), рассказала, как в последние десятилетия подходы к поддержке людей с РАС изменились, и поделилась опытом своего центра. «Мы поняли, что не должны заставлять людей с аутизмом становиться нормотипичными. Нужно научиться понимать их язык и адаптировать рабочие и образовательные пространства под их потребности», — пояснила она.
Закрывая пленарную часть, Екатерина Мень отметила, что форум — результат усилий большого профессионального и родительского сообщества: «Мы уходим от патерналистской позиции, где специалисты решали все за людей с аутизмом. Сегодня важно слышать самих людей, включая тех, кто не говорит, но имеет право на голос. Конференция — продукт сообщества, и это ее главная сила».