• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Глава в книге
Languages examined or referred to in the present book

Creissels D., Zúñiga F., Moroz G.

In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2024. P. 61-73.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Как опубликоваться в лингвистическом журнале топ-уровня

Чем занимаются ученые? Ответ первый, «романтический»: ученые занимаются объяснением необъясненных явлений, установлением закономерностей, выработкой теорий и методов, в общем, добывают для человечества новое знание.

Однако это новое знание не обретет ценности до тех пор, пока не будет переработано в связный текст, снабжено ссылками, приведено к определенному формату и опубликовано. Поэтому есть еще ответ второй, «жизненный»: ученые пишут статьи.

Публикация - основной продукт деятельности исследователя и фактически единственная сколько-нибудь осязаемая мера его работы. А раз труд меряется и оценивается статьями, научным сотрудникам приходится вести постоянную «охоту за публикациями». И если такая «охота» выдалась удачной, то ее «трофей» - опубликованная в хорошем издании работа - вывешивается в списке публикаций подобно рогам добытого зверя. 

Именно этому сверхактуальному вопросу - как опубликоваться в престижном журнале - был посвящен очередной научный семинар школы лингвистики. Своей экспертизой со слушателями поделилась профессор Университета Тромсё Лора Янда (Laura Janda). Лора -  помощник редактора (associate editor) журнала Cognitive Linguistics, одного из наиболее авторитетных изданий в области когнитивной лингвистики. В своей лекции она рассказала, как устроен процесс рецензирования и отбора статей, а также что нужно делать, чтобы опубликоваться в «топовом» лингвистическом журнале.

Чтобы попасть в печать, поданная в журнал статья должна пройти многоуровневый фильтр. Сначала ее оценивает редактор - он может либо отказать автору сразу, либо отправить текст на рецензирование. В случае с Cognitive Linguistics 50-55% поданных статей получают отказ уже на этом этапе. По словам Лоры, основная причина - несоответствие тематике издания, на такие случаи приходится до половины всех отказов. Кроме того, часто работы оказываются слишком описательными, не содержат никаких новых данных, не ссылаются на другие исследования, имеют проблемы с логикой и аргументацией, написаны на плохом англйиском языке или просто являются спекулятивными и имеют мало отношения к науке (здесь в качестве примера Лора рассказала об одном норвежском дантисте, который регулярно присылает работы о происхождении норвежских слов в духе «любительской лингвистики»). 

По словам Лоры, чтобы работа не была отвергнута сразу, в ней должны быть представлены либо новые, никем не полученные ранее данные, либо описание нового феномена, либо новая методика, либо вклад в «теоретические основы» когнитивной лингвистики. В этом случае статья проходит первый фильтр и отправляется трем рецензентам, которых отбирают из числа исследователей, занимающихся схожими темами (включая и тех, которые указаны в списке источников статьи).  

Рецензирование вновь уменьшает число статей, сохраняющих шансы на публикацию: в Cognitive Linguistics около 25-30% поданных работ получают отказ на основе отзывов рецензентов. Лишь 15-20% статей доходят до той стадии, когда автору предлагается отрегаировать на замечания рецензентов и подать новую версию текста (при этом случаев, когда такие замечания ограничиваются мелкими правками, вообще не более 3-5%). 

Из этой статистики Лора делает вывод: если в хорошем журнале вы получили отзывы рецензентов с критикой и замечаниями - радуйтесь, это уже большое достижение. Какой бы жесткой ни была критика, ни в коем случае не опускайте рук - вы почти у цели. По словам Лоры, главная ошибка большинства авторов состоит именно в том, что они сдаются, прочитав отзывы и требования рецензентов. После прочтения рецензии почти у каждого исследователя может возникнуть мысль, что его не поняли, что сам рецензент некомпетентен, что необходимо написать в редакцию с требованием не допускать его до рецензирования. Лора призывает не делать этого и вообще не делать ничего сразу после получения отзывов. Вместо этого она предлагает подождать, когда эмоции схлынут, а затем попытаться понять, какие рациональные предложения рецензентов заслуживают внимания и на какие компромиссы можно пойти (часто выясняется, что поправить можно гораздо больше и гораздо проще, чем казалось на первый взгляд). Основная идея - никогда не сдаваться. В некоторых случаях удается исправить и опубликовать даже статью, на которую сначала пришел отказ.

Напоследок Лора дала несколько ценных советов для тех, кто только начинает писать статью: 

•  С самого начала держите в голове журналы, в которые вы собираетесь отправлять свою работу, и при написании учитывайте состав аудитории.

•  В процессе работы над статьей выступайте на конференциях и используйте полученный там фидбэк.

•  Прежде чем послать статью в журнал, отправьте ее коллегам почитать

•  (развитие предыдущего пункта) Организуйте внутреннюю peer-review группу. Здесь важно, чтобы критика была жесткой, даже безжалостной, «невзирая на лица».

•  Обязательно используйте другие работы по той же теме. Нужно не просто упомянуть их «из вежливости», а именно изучить и встроить опыт других исследователей в ваш текст.

•  Помните, что те, на кого вы ссылаетесь (и особенно те, с кем вы полемизируете), весьма вероятно станут вашими рецензентами.

•  Внимательно изучите требования интересующих вас журналов к формату статьи (ссылки и прочее), сразу учитывайте их при написании.

•  Никогда не сдавайтесь.