Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
30 апреля в «Центре Культур» НИУ ВШЭ прошёл II полуфинал юбилейного V сезона «Научных боёв». Четыре спикера рассказали о своих исследованиях за 10 минут, используя только креативный реквизит и своё умение объяснить сложные вещи простым языком. Каждому выступающему задавали самые разные вопросы обо всём, что так или иначе связано с их исследованием, а в конце зрители и четыре члена жюри определили победителя. В боях приняла участие студентка третьего курса программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Дарья Мицюк. Мы попросили Дарью рассказать о том, как всё прошло.
В этих «Научных боях» участвовали Анна Фисенко, Егор Сагитов, София Бикмулина и я. Аня учится на магистерской программе «Позитивная психология», а её исследование посвящено ложной скромности. Аня рассказала о том, как она может проявляться и почему люди могут прибегать к ложной скромности. Ключевым выводом выступления было то, что она не всегда является чем-то негативным, какой-то «ловушкой», в которую тебя заманивает собеседник. Ложная скромность многогранна, и сейчас Аня проводит серию полуструктурированных глубинных интервью, чтобы разобраться в этом феномене, что, я надеюсь, ей обязательно удастся.
Егор тоже он учится в магистратуре, на программе «Обучение и оценивание как наука». Его исследование было посвящено списыванию и факторам, которые могут повлиять на его возникновение в студенческом сообществе. Егор проанализировал разные факторы, например, пол студентов, их возраст, статус вуза и другие, чтобы посмотреть, что больше всего влияет на проявление такого поведения. Помимо таких стандартных параметров, Егор обратил внимание на формат занятий в университете, и на основе более чем пятнадцати тысяч ответов студентов пришёл к выводу, что занятия, где происходит постоянный пересказ прочитанного, увеличивают вероятность списывания.
Соня учится на третьем курсе бакалаврской программы «Юриспруденция» и исследует практики защиты прав искусственного интеллекта (ИИ). Кажется, что ситуации, где придётся защищать авторское право ИИ, находясь в далёком будущем, но уже сейчас происходят случаи, где необходимо правовое урегулирование дел, в которые вовлечены авторы-программы. Соня анализировала существующие случаи таких судебных разбирательств и убеждала зрителей в том, что уже сейчас необходимо разрабатывать способы решения проблем в сфере авторского права при работе с результатами деятельности ИИ.
Я же кратко рассказала об исследовании сегментации речи младенцами. Вместе с моей научной руководительницей, Анастасией Александровной Лопухиной, и немецкими коллегами мы изучали то, на какие «подсказки» русскоязычные младенцы опираются, чтобы понимать отдельные слова в речи. Один вид подсказок — статистический — подразумевает важность частоты совместного появления слогов для сегментации речи, а второй — просодический — связан с опорой на доминантное ударение в языке. Мы протестировали 17 полугодовалых младенцев, а также взрослых в качестве контрольной группы, и узнали, что, во-первых, у носители русского языка скорее склонны считать наиболее частотным ударением в словах типа «мама» ударение на первый слог, а во-вторых, что, видимо, у русскоязычных младенцев в этом возрасте нет единого предпочтения в пользу одного из типов подсказок.
Когда нас вызвали на сцену, чтобы объявить результаты, я не ожидала, что займу первой место. Но, конечно, я была очень рада, что моё выступление высоко оценили.
Я считаю, что все мы проделали замечательную работу как над исследованиями, так и над выступлениями, и все ребята заслуживали победы. Больше всего из этого опыта мне запомнились именно люди, с которыми я провела немало времени при подготовке к боям: и спикеры, и тренеры, и организаторы подарили мне невероятное количество приятных эмоций и знакомств.
Надеюсь, что и зрители оценили то, что получилось из нашей совместной работы! И узнали множество интересных фактов о скромности, списывании, авторских правах ИИ и, конечно, о том, как младенцы учат слова. Отдельно хочу поблагодарить лингвистов и не лингвистов, которые пришли меня поддержать. Было очень приятно смотреть в зрительный зал и понимать, что в нём есть люди, которые поддерживают тебя. Я очень рекомендую всем, кто интересуется наукой и любит слушать о ней в популярном и увлекательностей формате, сходить хотя бы раз на «Научные бои».
Мицюк Дарья Витальевна