• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна
Книга
Number in the World's Languages
В печати

Под редакцией: P. Acquaviva, M. Daniel.

Berlin: De Gruyter Mouton, 2022.

Статья
Особенности изображения ада в миниатюре рукописи It. 2017 из Национальной библиотеки Франции

Мамлина А. Б.

Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. № 45. С. 9-27.

Глава в книге
Applicative constructions in the Northwest Caucasian languages
В печати

Arkadiev Peter, Lander Y., Bagirokova I.

In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2023.

Препринт
A hybrid lemmatiser for Old Church Slavonic

Afanasev I.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2021

Наша студентка Дарья Мицюк прошла в финал Научных боев-2022

II полуфинал традиционных боев состоялся 30 апреля.

30 апреля в «Центре Культур» НИУ ВШЭ прошёл II полуфинал юбилейного V сезона «Научных боёв». Четыре спикера рассказали о своих исследованиях за 10 минут, используя только креативный реквизит и своё умение объяснить сложные вещи простым языком. Каждому выступающему задавали самые разные вопросы обо всём, что так или иначе связано с их исследованием, а в конце зрители и четыре члена жюри определили победителя. В боях приняла участие студентка третьего курса программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Дарья Мицюк. Мы попросили Дарью рассказать о том, как всё прошло.

В этих «Научных боях» участвовали Анна Фисенко, Егор Сагитов, София Бикмулина и я. Аня учится на магистерской программе «Позитивная психология», а её исследование посвящено ложной скромности. Аня рассказала о том, как она может проявляться и почему люди могут прибегать к ложной скромности. Ключевым выводом выступления было то, что она не всегда является чем-то негативным, какой-то «ловушкой», в которую тебя заманивает собеседник. Ложная скромность многогранна, и сейчас Аня проводит серию полуструктурированных глубинных интервью, чтобы разобраться в этом феномене, что, я надеюсь, ей обязательно удастся.
Егор тоже он учится в магистратуре, на программе «Обучение и оценивание как наука». Его исследование было посвящено списыванию и факторам, которые могут повлиять на его возникновение в студенческом сообществе. Егор проанализировал разные факторы, например, пол студентов, их возраст, статус вуза и другие, чтобы посмотреть, что больше всего влияет на проявление такого поведения. Помимо таких стандартных параметров, Егор обратил внимание на формат занятий в университете, и на основе более чем пятнадцати тысяч ответов студентов пришёл к выводу, что занятия, где происходит постоянный пересказ прочитанного, увеличивают вероятность списывания.
Соня учится на третьем курсе бакалаврской программы «Юриспруденция» и исследует практики защиты прав искусственного интеллекта (ИИ). Кажется, что ситуации, где придётся защищать авторское право ИИ, находясь в далёком будущем, но уже сейчас происходят случаи, где необходимо правовое урегулирование дел, в которые вовлечены авторы-программы. Соня анализировала существующие случаи таких судебных разбирательств и убеждала зрителей в том, что уже сейчас необходимо разрабатывать способы решения проблем в сфере авторского права при работе с результатами деятельности ИИ.
Я же кратко рассказала об исследовании сегментации речи младенцами. Вместе с моей научной руководительницей, Анастасией Александровной Лопухиной, и немецкими коллегами мы изучали то, на какие «подсказки» русскоязычные младенцы опираются, чтобы понимать отдельные слова в речи. Один вид подсказок — статистический — подразумевает важность частоты совместного появления слогов для сегментации речи, а второй — просодический — связан с опорой на доминантное ударение в языке. Мы протестировали 17 полугодовалых младенцев, а также взрослых в качестве контрольной группы, и узнали, что, во-первых, у носители русского языка скорее склонны считать наиболее частотным ударением в словах типа «мама» ударение на первый слог, а во-вторых, что, видимо, у русскоязычных младенцев в этом возрасте нет единого предпочтения в пользу одного из типов подсказок.
Когда нас вызвали на сцену, чтобы объявить результаты, я не ожидала, что займу первой место. Но, конечно, я была очень рада, что моё выступление высоко оценили. 

Я считаю, что все мы проделали замечательную работу как над исследованиями, так и над выступлениями, и все ребята заслуживали победы. Больше всего из этого опыта мне запомнились именно люди, с которыми я провела немало времени при подготовке к боям: и спикеры, и тренеры, и организаторы подарили мне невероятное количество приятных эмоций и знакомств.

Надеюсь, что и зрители оценили то, что получилось из нашей совместной работы! И узнали множество интересных фактов о скромности, списывании, авторских правах ИИ и, конечно, о том, как младенцы учат слова. Отдельно хочу поблагодарить лингвистов и не лингвистов, которые пришли меня поддержать. Было очень приятно смотреть в зрительный зал и понимать, что в нём есть люди, которые поддерживают тебя. Я очень рекомендую всем, кто интересуется наукой и любит слушать о ней в популярном и увлекательностей формате, сходить хотя бы раз на «Научные бои». 


Мы благодарим Дарью за подробный рассказ и желаем ей успешного выступления в финале
Запись научных боев можно найти в группе Научных боев ВКонтакте (Дашина часть первая, с 11.20 мин).