Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вопросы языкознания. 2025.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
«15 мая я свозила четырех наших иностранных студентов (подфак и 1 курс бакалавриата) на олимпиаду по русскому языку в Нижний Новгород.
Это все была страшная авантюра с самого начала, потому что письмо об олимпиаде нам прислали по ошибке, решив, что мы нижегородский кампус. Но мне очень захотелось в Нижний (я оттуда родом и тысячу лет не была в городе), наш ЦПИС поддержал мою инициативу: мы нашли четырех студентов, которые хотели участвовать в олимпиаде, Центр оплатил нам железнодорожные билеты и организовал трансфер по Нижнему.
Организаторы олимпиады сказали, что наши студенты должны знать историю и современное состояние Нижнего Новгорода и его знаменитых уроженцев, а также проявить хорошее владение русским языком (за ошибки участники получали штрафные баллы). Кроме того, один из участников должен был прочитать стихи о Нижнем Новгороде, подготовленные заранее.
Все майские каникулы мы со студентами готовились к олимпиаде: изучали историю Нижнего, говорили о его знаменитых уроженцах: искали в сети картины Татьяны Мавриной и Константина Маковского, слушали Шаляпина, смотрели отрывки из фильмов с Евгением Евстигнеевым, следили по карте за полетом Валерия Чкалова. Я пересказывала им повести Максима Горького, которого некоторые теперь захотели почитать в оригинале... На последнем занятии перед олимпиадой мы устроили виртуальную экскурсию по городу, где студенты должны были связать места Нижнего с тем, что они уже знали о городе и его знаменитых людях. В общем, поехали мы в Нижний в полной боевой готовности.
Олимпиада благодаря нам резко повысила статус и превратилась из региональной во всероссийскую :)
Наши студенты блестяще справились с заданиями по истории, знали всех знаменитостей города, чем очень удивили нижегородцев.
С заданиями по современному городу им было трудно справиться: ведь все участники олимпиады, кроме нас, жили в Нижнем уже много месяцев, а кто-то и несколько лет. Ребята не смогли сказать, в каком кафе любят обедать нижегородские студенты и сколько парков и мостов в Нижнем Новгороде, — но не очень из-за этого расстроились. Главное — им было интересно готовиться к олимпиаде и выполнять задания.
Гостеприимные нижегородцы перед началом олимпиады провели для нас экскурсию по городу, а после олимпиады у нас осталось время, и мы смогли походить по тем закоулкам Нижнего, которые туристам обычно не показывают, но где остались дома, мимо которых ходили еще Горький и Короленко. В некоторых из этих домов по-прежнему живут люди, другие скоро совсем разрушатся... Здорово, что ребята успели их увидеть. В общем, мы замечательно съездили — получили огромное удовольствие, несмотря на то, что никаких призовых мест не заняли.
Мы привезли две грамоты: одну — за "любовь к Нижнему на расстоянии", другую — за победу в номинации "В ногу со временем". А наш первокурсник, совершенно гениально прочитавший наизусть отрывок из "Путешествия Онегина", посвященный Нижегородской (Макарьевской) ярмарке, получил грамоту "За артистизм". Это было что-то невероятное: на сцене стоял Онегин, он с легким испанским акцентом и тонким столичным снобизмом рассказывал о провинциальной ярмарке, куда "помещик" привез "спелых дочерей, а дочки - прошлогодни моды". Когда он прищурил глаза и произнес свое последнее "Тоска!..", я поняла, что у
Мне тоже выдали благодарственное письмо "за блестящую подготовку команды"».
Имена наших участников олимпиады: Светлана Маркович (капитан команды), Душан Крстич, Тэргэл Батжаргал и Фредди Маркез.
Школа лингвистики: Доцент