• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редактор сайта — Андриан Викторович Влахов

Глава в книге
RussianSuperGLUE: A Russian Language Understanding Evaluation Benchmark

Shavrina T., Fenogenova A., Emelyanov A. et al.

In bk.: Proceedings of the 2020 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing (EMNLP). Association for Computational Linguistics, 2020. P. 4717-4726.

Препринт
The verb paradigm in Kina Rutul

Maisak T.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 95.

Эксперименты в поэзии и прозе

О том, как экспериментальная лингвистика исследует различия между стихами и прозой, на традиционном пятничном семинаре рассказала Н.А.Слюсарь.

No attribution required

No attribution required

На научном семинаре Школы лингвистики, который традиционно проходит по пятницам, с докладом «Различия в восприятии поэтического и прозаического текста: экспериментальные исследования» выступила доцент Школы Н.А.Слюсарь. 

Н.А.Слюсарь рассказала о проекте, над которым вместе работают коллеги из разных академических институтов. Группа занимается различными исследованиями в области стиховедения, в частности — глобальным вопросом о том, чем стих отличается от прозы. 

Некоторые идеи в том или ином виде высказывались разными авторами (например, проза в большей степени, чем стих, стремится к разрешению разного рода неоднозначности, в то время как стих зачастую играет на ней). Ряд синтаксических и просодических отличий был описан в ходе работы в рамках проекта. Так, обнаружилось, что в стихе резко возрастает количество сочинительных связей. По-другому выглядит и мелодическая структура стихотворной строки. Акцентное выделение в прозе зависит от актуального членения: в прозе выделяется важное; в стихе же либо не выделяется ничего, либо выделяется все.

Следующий этап исследований потребовал привлечения к работе лингвистов-экспериментаторов. Перед группой ученых встал вопрос о том, как именно обнаруженные особенности влияют на восприятие поэтического и прозаического текста и зачем они нужны. Для ответа на этот вопрос был запланирован целый ряд экспериментальных исследований; некоторые из них уже завершены, другие идут сейчас. 

Одним из экспериментов был эксперимент по восприятию семантических ошибок в стихе и прозе. Как показали предварительные результаты, в стихе семантические ошибки замечаются меньше. 

В то же время при подготовке исследований возникли пока нерешенные проблемы с фиксированием некоторых параметров. Отличаются ли механизмы восприятия внутри стихотворной строки и строфы? Нужно ли определять уровень читателя и как это сделать?

В планах группы продумывание экспериментов по движению глаз и исследования с помощью энцефалограммы и МРТ. 

Доклад вызвал живейший интерес присутствовавших лингвистов и литературоведов.