Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Максим Олегович Бажуков, Константин Евгеньевич Сатдаров
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Зибер И. А., Стенин И. А., Старченко А. М. и др.
М.: Буки Веди, 2025.
Bursov K., Slioussar N.
Discourse Processes. 2025. Vol. 62. P. 155-176.
Daria I., Konstantin Zaitsev, Olga S.
In bk.: CLEF 2025 Working Notes. Vol. 4038. CEUR Workshop Proceedings, 2025.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

На научном семинаре Школы лингвистики, который традиционно проходит по пятницам, с докладом «Различия в восприятии поэтического и прозаического текста: экспериментальные исследования» выступила доцент Школы, д.ф.н. Н.А.Слюсарь.
Н.А.Слюсарь рассказала о проекте, над которым вместе работают коллеги из разных академических институтов. Группа занимается различными исследованиями в области стиховедения, в частности — глобальным вопросом о том, чем стих отличается от прозы.
Некоторые идеи в том или ином виде высказывались разными авторами (например, проза в большей степени, чем стих, стремится к разрешению разного рода неоднозначности, в то время как стих зачастую играет на ней). Ряд синтаксических и просодических отличий был описан в ходе работы в рамках проекта. Так, обнаружилось, что в стихе резко возрастает количество сочинительных связей. По-другому выглядит и мелодическая структура стихотворной строки. Акцентное выделение в прозе зависит от актуального членения: в прозе выделяется важное; в стихе же либо не выделяется ничего, либо выделяется все.
Следующий этап исследований потребовал привлечения к работе лингвистов-экспериментаторов. Перед группой ученых встал вопрос о том, как именно обнаруженные особенности влияют на восприятие поэтического и прозаического текста и зачем они нужны. Для ответа на этот вопрос был запланирован целый ряд экспериментальных исследований; некоторые из них уже завершены, другие идут сейчас.
Одним из экспериментов был эксперимент по восприятию семантических ошибок в стихе и прозе. Как показали предварительные результаты, в стихе семантические ошибки замечаются меньше.
В то же время при подготовке исследований возникли пока нерешенные проблемы с фиксированием некоторых параметров. Отличаются ли механизмы восприятия внутри стихотворной строки и строфы? Нужно ли определять уровень читателя и как это сделать?
В планах группы продумывание экспериментов по движению глаз и исследования с помощью энцефалограммы и МРТ.
Доклад вызвал живейший интерес присутствовавших лингвистов и литературоведов.