Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
На научном семинаре Школы лингвистики, который традиционно проходит по пятницам, с докладом «Различия в восприятии поэтического и прозаического текста: экспериментальные исследования» выступила доцент Школы, д.ф.н. Н.А.Слюсарь.
Н.А.Слюсарь рассказала о проекте, над которым вместе работают коллеги из разных академических институтов. Группа занимается различными исследованиями в области стиховедения, в частности — глобальным вопросом о том, чем стих отличается от прозы.
Некоторые идеи в том или ином виде высказывались разными авторами (например, проза в большей степени, чем стих, стремится к разрешению разного рода неоднозначности, в то время как стих зачастую играет на ней). Ряд синтаксических и просодических отличий был описан в ходе работы в рамках проекта. Так, обнаружилось, что в стихе резко возрастает количество сочинительных связей. По-другому выглядит и мелодическая структура стихотворной строки. Акцентное выделение в прозе зависит от актуального членения: в прозе выделяется важное; в стихе же либо не выделяется ничего, либо выделяется все.
Следующий этап исследований потребовал привлечения к работе лингвистов-экспериментаторов. Перед группой ученых встал вопрос о том, как именно обнаруженные особенности влияют на восприятие поэтического и прозаического текста и зачем они нужны. Для ответа на этот вопрос был запланирован целый ряд экспериментальных исследований; некоторые из них уже завершены, другие идут сейчас.
Одним из экспериментов был эксперимент по восприятию семантических ошибок в стихе и прозе. Как показали предварительные результаты, в стихе семантические ошибки замечаются меньше.
В то же время при подготовке исследований возникли пока нерешенные проблемы с фиксированием некоторых параметров. Отличаются ли механизмы восприятия внутри стихотворной строки и строфы? Нужно ли определять уровень читателя и как это сделать?
В планах группы продумывание экспериментов по движению глаз и исследования с помощью энцефалограммы и МРТ.
Доклад вызвал живейший интерес присутствовавших лингвистов и литературоведов.