• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Книга
Митрополиты, мудрецы, переводчики в cредневековой Европе

Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Глава в книге
Тест на распознавание книжных заголовков для младших школьников: пилотное исследование

Урывская Д. А., Староверова В. Н., Лопухина А. А. и др.

В кн.: Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвящённой 85-летию АГГПУ им. В. М. Шукшина (Бийск, 5 апреля 2024 г.). Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2024. С. 240-244.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Эксперименты в поэзии и прозе

О том, как экспериментальная лингвистика исследует различия между стихами и прозой, на традиционном пятничном семинаре рассказала Н.А.Слюсарь.

No attribution required

No attribution required

На научном семинаре Школы лингвистики, который традиционно проходит по пятницам, с докладом «Различия в восприятии поэтического и прозаического текста: экспериментальные исследования» выступила доцент Школы, д.ф.н. Н.А.Слюсарь. 

Н.А.Слюсарь рассказала о проекте, над которым вместе работают коллеги из разных академических институтов. Группа занимается различными исследованиями в области стиховедения, в частности — глобальным вопросом о том, чем стих отличается от прозы. 

Некоторые идеи в том или ином виде высказывались разными авторами (например, проза в большей степени, чем стих, стремится к разрешению разного рода неоднозначности, в то время как стих зачастую играет на ней). Ряд синтаксических и просодических отличий был описан в ходе работы в рамках проекта. Так, обнаружилось, что в стихе резко возрастает количество сочинительных связей. По-другому выглядит и мелодическая структура стихотворной строки. Акцентное выделение в прозе зависит от актуального членения: в прозе выделяется важное; в стихе же либо не выделяется ничего, либо выделяется все.

Следующий этап исследований потребовал привлечения к работе лингвистов-экспериментаторов. Перед группой ученых встал вопрос о том, как именно обнаруженные особенности влияют на восприятие поэтического и прозаического текста и зачем они нужны. Для ответа на этот вопрос был запланирован целый ряд экспериментальных исследований; некоторые из них уже завершены, другие идут сейчас. 

Одним из экспериментов был эксперимент по восприятию семантических ошибок в стихе и прозе. Как показали предварительные результаты, в стихе семантические ошибки замечаются меньше. 

В то же время при подготовке исследований возникли пока нерешенные проблемы с фиксированием некоторых параметров. Отличаются ли механизмы восприятия внутри стихотворной строки и строфы? Нужно ли определять уровень читателя и как это сделать?

В планах группы продумывание экспериментов по движению глаз и исследования с помощью энцефалограммы и МРТ. 

Доклад вызвал живейший интерес присутствовавших лингвистов и литературоведов.