Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Хорог: Институт гуманитарных наук НАНТ, 2025.
Shvedova E., Koryakov Y., Забелина Е. А.
Journal of Language Relationship. 2025. Vol. 23. No. 2.
Khachaturyan M., Konoshenko M., Moroz G. et al.
In bk.: N’yng-dyuumgu, n’yng-ngafq: Festschrift for Ekaterina Gruzdeva. Vol. 126. Helsinki: Studia Orientalia, 2025. P. 35-59.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Олимпиаду придумали студенты школы лингвистики НИУ ВШЭ в 2016 году:
Всё началось с того, что мы решили организовать в Вышке лингвистический кружок для школьников. И мы понимали, что для того, чтобы школьники к нам пришли, первое занятие кружка должно быть каким-то особенным
Анастасия Панова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
Решение было найдено.
Тогда была высказана идея, что "нулевым" занятием лингвокружка мог бы стать лингвистический бой или устная олимпиада. Насколько мне известно, у истоков этой идеи стоит Владимир Владимирович Файер, он вообще нас всячески направлял и продолжает направлять нас и помогать нам
Виолетта Иванова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс.
Организация олимпиады — интересный процесс, который включает в себя несколько компонентов: составление задач и непосредственная организация.
Самая важная часть организации УОЛ — это придумывание задач. Мы традиционно рассылаем письмо всем студентам школы лингвистики с призывом придумывать задачи для УОЛ (например, на основе материала, собранного в лингвистических экспедициях), и многие откликаются. Потом все задачи нужно тестировать, проверять на побочные решения и исправлять: никогда лингвистическая задача не бывает идеально составлена с первого раза. В этом уже второй год нам помогали старшие коллеги — Задачная комиссия Традиционной олимпиады по лингвистике
Анастасия Панова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
В этом году к оргкомитету УОЛ присоединились первокурсники, которые в прошлом году сами участвовали в олимпиаде как школьники. Оргкомитет стал еще и межвузовским: среди организаторов было немало студентов из МГУ и РГГУ.
Зачет проводится по двум группам: 8-9 и 10-11 классы. Задачи поделены на три блока, в каждом — по три задачи. Если школьник правильно решает любую задачу первого тура, то он может перейти ко второму, а потом, решив что-то из второго, — к третьему.
Устный формат предполагает, что школьники 8-11 классов свои решения задач не записывают на бланках, а рассказывают студентам. Сама олимпиада длится 3,5 часа: школьники решают задачи в специальных аудиториях, а потом дежурные отводят их в аудитории к принимающим, где они сдают ответы. Затем сразу устраиваются разбор задач, подсчёт баллов и награждение победителей и призёров.
В этом году, по сравнению с прошлыми, участие в олимпиаде приняли больше школьников, и, к тому же, не только из Москвы.
Расширилась география участников УОЛ. В этом году поучаствовать приехали даже из Калининграда — это не может не впечатлять
Виолетта Иванова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
УОЛ планируется проводить и дальше и со временем делать её ещё лучше:
Учитывая, что с каждым годом оргкомитет УОЛ становится всё опытнее, я уверена, что IV Устная олимпиада по лингвистике будет ещё веселей и интересней!
Анастасия Панова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
Мне бы очень хотелось, чтобы организацию олимпиады подхватили младшие курсы, хорошо бы, чтобы подключались новые студенты. Возможно, в будущем удастся что-то усовершенствовать в организации. Главное — чтобы олимпиада продолжала быть таким же увлекательным мероприятием для школьников, чтобы они по-прежнему хотели принимать в ней участие, по-прежнему получали удовольствие от решения задач
Виолетта Иванова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
Текст подготовила Владислава Староверова