Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вестник Российской академии наук. 2024. Т. 94. № 9. С. 787-794.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Олимпиаду придумали студенты школы лингвистики НИУ ВШЭ в 2016 году:
Всё началось с того, что мы решили организовать в Вышке лингвистический кружок для школьников. И мы понимали, что для того, чтобы школьники к нам пришли, первое занятие кружка должно быть каким-то особенным
Анастасия Панова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
Решение было найдено.
Тогда была высказана идея, что "нулевым" занятием лингвокружка мог бы стать лингвистический бой или устная олимпиада. Насколько мне известно, у истоков этой идеи стоит Владимир Владимирович Файер, он вообще нас всячески направлял и продолжает направлять нас и помогать нам
Виолетта Иванова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс.
Организация олимпиады — интересный процесс, который включает в себя несколько компонентов: составление задач и непосредственная организация.
Самая важная часть организации УОЛ — это придумывание задач. Мы традиционно рассылаем письмо всем студентам школы лингвистики с призывом придумывать задачи для УОЛ (например, на основе материала, собранного в лингвистических экспедициях), и многие откликаются. Потом все задачи нужно тестировать, проверять на побочные решения и исправлять: никогда лингвистическая задача не бывает идеально составлена с первого раза. В этом уже второй год нам помогали старшие коллеги — Задачная комиссия Традиционной олимпиады по лингвистике
Анастасия Панова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
В этом году к оргкомитету УОЛ присоединились первокурсники, которые в прошлом году сами участвовали в олимпиаде как школьники. Оргкомитет стал еще и межвузовским: среди организаторов было немало студентов из МГУ и РГГУ.
Зачет проводится по двум группам: 8-9 и 10-11 классы. Задачи поделены на три блока, в каждом — по три задачи. Если школьник правильно решает любую задачу первого тура, то он может перейти ко второму, а потом, решив что-то из второго, — к третьему.
Устный формат предполагает, что школьники 8-11 классов свои решения задач не записывают на бланках, а рассказывают студентам. Сама олимпиада длится 3,5 часа: школьники решают задачи в специальных аудиториях, а потом дежурные отводят их в аудитории к принимающим, где они сдают ответы. Затем сразу устраиваются разбор задач, подсчёт баллов и награждение победителей и призёров.
В этом году, по сравнению с прошлыми, участие в олимпиаде приняли больше школьников, и, к тому же, не только из Москвы.
Расширилась география участников УОЛ. В этом году поучаствовать приехали даже из Калининграда — это не может не впечатлять
Виолетта Иванова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
УОЛ планируется проводить и дальше и со временем делать её ещё лучше:
Учитывая, что с каждым годом оргкомитет УОЛ становится всё опытнее, я уверена, что IV Устная олимпиада по лингвистике будет ещё веселей и интересней!
Анастасия Панова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
Мне бы очень хотелось, чтобы организацию олимпиады подхватили младшие курсы, хорошо бы, чтобы подключались новые студенты. Возможно, в будущем удастся что-то усовершенствовать в организации. Главное — чтобы олимпиада продолжала быть таким же увлекательным мероприятием для школьников, чтобы они по-прежнему хотели принимать в ней участие, по-прежнему получали удовольствие от решения задач
Виолетта Иванова, фундаментальная и компьютерная лингвистика НИУ ВШЭ, 4 курс
Текст подготовила Владислава Староверова