• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Мероприятия
Статья
Boye, K. P. Kehayov (eds.): Complementizer Semantics in European Languages

Dobrushina N.

Linguistic Typology. 2018. Vol. 22. No. 1. P. 165-174.

Глава в книге
Proceedings of the Eleventh International Conference on Language Resources and Evaluation (LREC 2018)

Kimmelman V., Клезович А. Г., Moroz G.

In bk.: Proceedings of the Eleventh International Conference on Language Resources and Evaluation (LREC 2018). P.: European Language Resources Association (ELRA), 2018. Ch. 102. P. 4230-4234.

Препринт
Nominative object in modern North Russian dialects

Ronko R.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2017. No. 61.

Загадка чудовища днепровских порогов: чем закончилась «Высшая проба» по русскому языку

В Вышке прошёл заключительный очный этап олимпиады для школьников «Высшая проба» по русскому языку. Его завершением стала игра по словарю В. И. Даля.

Задания олимпиады «Высшая проба» составляются под руководством доцента школы лингвистики Б. Л. Иомдина. Чтобы дойти до правильного ответа, нужно не столько разбираться в тонкостях школьной программы, сколько, используя свою языковую интуицию и представленный в условии материал, самостоятельно увидеть закономерности в языке, а иногда и исключения из них. Такие навыки потом смогут пригодиться школьникам и в профессиональной лингвистической работе, если они решат ею когда-нибудь заняться.

После олимпиады состоялась неформальная игра. Б. Л. Иомдин и студенты Иван Левин и Александра Коновалова пригласили участников олимпиады в путешествие по словарю В. И. Даля. Это самый большой по количеству слов, наиболее известный и интересно написанный словарь русского языка, хотя сейчас уже и во многом устаревший с точки зрения лексикографической науки.

Игра была командная и состояла из двух этапов. Вначале школьникам предлагалось отгадать известные всем слова по определениям, которые им дал Даль: например, понять, что «железная спица, шпилька со шляпкой, либо с костылем» – это обычный гвоздь. А затем все сыграли в «Завалинку» (вот здесь можно увидеть, как устроена эта лингвистическая игра). Командам предстояло уже самим составить толкования к малоизвестным словам так, чтобы они максимально напоминали стиль Даля. После этого нужно было понять, какое из толкований написано всё-таки самим Далем, а не кем-то из команд школьников. А это уже не так-то просто. Никто, например, не распознал, что «сказочное чудовище днепровских порогов» — это оригинальное далевское определение к слову «русъ».