• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Глава в книге
Languages examined or referred to in the present book

Creissels D., Zúñiga F., Moroz G.

In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2024. P. 61-73.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Загадка чудовища днепровских порогов: чем закончилась «Высшая проба» по русскому языку

В Вышке прошёл заключительный очный этап олимпиады для школьников «Высшая проба» по русскому языку. Его завершением стала игра по словарю В. И. Даля.

Загадка чудовища днепровских порогов: чем закончилась «Высшая проба» по русскому языку

Задания олимпиады «Высшая проба» составляются под руководством доцента школы лингвистики Б. Л. Иомдина. Чтобы дойти до правильного ответа, нужно не столько разбираться в тонкостях школьной программы, сколько, используя свою языковую интуицию и представленный в условии материал, самостоятельно увидеть закономерности в языке, а иногда и исключения из них. Такие навыки потом смогут пригодиться школьникам и в профессиональной лингвистической работе, если они решат ею когда-нибудь заняться.

После олимпиады состоялась неформальная игра. Б. Л. Иомдин и студенты Иван Левин и Александра Коновалова пригласили участников олимпиады в путешествие по словарю В. И. Даля. Это самый большой по количеству слов, наиболее известный и интересно написанный словарь русского языка, хотя сейчас уже и во многом устаревший с точки зрения лексикографической науки.

Игра была командная и состояла из двух этапов. Вначале школьникам предлагалось отгадать известные всем слова по определениям, которые им дал Даль: например, понять, что «железная спица, шпилька со шляпкой, либо с костылем» – это обычный гвоздь. А затем все сыграли в «Завалинку» (вот здесь можно увидеть, как устроена эта лингвистическая игра). Командам предстояло уже самим составить толкования к малоизвестным словам так, чтобы они максимально напоминали стиль Даля. После этого нужно было понять, какое из толкований написано всё-таки самим Далем, а не кем-то из команд школьников. А это уже не так-то просто. Никто, например, не распознал, что «сказочное чудовище днепровских порогов» — это оригинальное далевское определение к слову «русъ».