Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Антопольский А. Б., Бонч-Осмоловская А. А., Бородкин Л. И. и др.
Сибирский федеральный университет, 2023.
Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS. 2024.
В кн.: Детство во дворце: Сборник статей по материалам XIII научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». СПб.: ГМЗ "Петергоф", 2023. С. 22-28.
Chistyakova K., Kazakova Tatiana.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.
Лекция была посвящена памяти Елены Александровны Гришиной, ученицы Андрея Анатольевича Зализняка, занимавшейся русской жестикуляцией. Екатерина Владимировна Рахилина рассказала школьникам об издательской деятельности Елены Александровны — например, именно благодаря Е. А. Гришиной впервые была опубликована книга «Почему языки такие разные» Владимира Александровича Плунгяна.
Должность заведующей словарной редакцией издательства позволила Елене Александровне понимать запросы пользователей словарей и подтолкнула ее к идее создания Национального корпуса русского языка. Результатом работы годового совместного семинара с Ильей Валентиновичем Сегаловичем — одним из основателей «Яндекса» — в 2000 году стал пилотный корпус. Уже к 2003 году Корпус был доступен для пользователей, а вскоре он был дополнен Поэтическим и Акцентным подкорпусами.
Однако этим разработчики корпуса не ограничились. Именно Е. А. Гришиной принадлежит идея МуРКО — уникального мультимедийного подкорпуса, содержащего не только тексты с морфологической разметкой, но и видеоклипы из советских фильмов с жесто-мимической разметкой.
Е. В. Рахилина особо отметила вклад Е. А. Гришиной в создание стандарта представления невербальной лингвистической информации. Так, благодаря этому методу стало возможным соотносить фразы, слова и отдельные морфемы с жестами и даже движениями глаз. Стало понятно, что у поднятого указательного пальца как минимум три значения (это маркер припоминания, указания и акцента), а спираль, описываемая в воздухе одной рукой, передает идею повторения; приставка под- связана с движением руки снизу вверх и так далее... Лицеисты построили немало гипотез о значении жестов и мимики, а также о различиях связей жестов и морфем.
Екатерина Владимировна пожелала школьникам не ограничивать сферу своих исследований только вербальной частью лингвистики, но смотреть на язык шире — и не забывать наблюдать за преподавателями. Ведь, как известно, большая часть информации передается не словами!