• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Статья
Язык Л. Н. Толстого: корпусный подход и интроспекция

Орехов Б. В.

Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 1. С. 67-73.

Глава в книге
Languages examined or referred to in the present book

Creissels D., Zúñiga F., Moroz G.

In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2024. P. 61-73.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Зачем лингвисту советские фильмы?

Руководитель школы лингвистики Екатерина Владимировна Рахилина выступила перед лицеистами НИУ ВШЭ с лекцией о значении жестов в русском языке.

Лекция была посвящена памяти Елены Александровны Гришиной, ученицы Андрея Анатольевича Зализняка, занимавшейся русской жестикуляцией. Екатерина Владимировна Рахилина рассказала школьникам об издательской деятельности Елены Александровны — например, именно благодаря Е. А. Гришиной впервые была опубликована книга «Почему языки такие разные» Владимира Александровича Плунгяна.

Должность заведующей словарной редакцией издательства позволила Елене Александровне понимать запросы пользователей словарей и подтолкнула ее к идее создания Национального корпуса русского языка. Результатом работы годового совместного семинара с Ильей Валентиновичем Сегаловичем — одним из основателей «Яндекса» — в 2000 году стал пилотный корпус. Уже к 2003 году Корпус был доступен для пользователей, а вскоре он был дополнен Поэтическим и Акцентным подкорпусами.

Однако этим разработчики корпуса не ограничились. Именно Е. А. Гришиной принадлежит идея МуРКО — уникального мультимедийного подкорпуса, содержащего не только тексты с морфологической разметкой, но и видеоклипы из советских фильмов с жесто-мимической разметкой.

Е. В. Рахилина особо отметила вклад Е. А. Гришиной в создание стандарта представления невербальной лингвистической информации. Так, благодаря этому методу стало возможным соотносить фразы, слова и отдельные морфемы с жестами и даже движениями глаз. Стало понятно, что у поднятого указательного пальца как минимум три значения (это маркер припоминания, указания и акцента), а спираль, описываемая в воздухе одной рукой, передает идею повторения; приставка под- связана с движением руки снизу вверх и так далее... Лицеисты построили немало гипотез о значении жестов и мимики, а также о различиях связей жестов и морфем.

Екатерина Владимировна пожелала школьникам не ограничивать сферу своих исследований только вербальной частью лингвистики, но смотреть на язык шире — и не забывать наблюдать за преподавателями. Ведь, как известно, большая часть информации передается не словами!