• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Чайник долго (не) закипает, компьютер долго (не) загружается…

Апресян В. Ю., Шмелев А. Д.

Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. 2018. № 17. С. 39-52.

Глава в книге
Искать → стараться, хотеть: конструкции, типология, источники

Кривко Р. Н., Литвинцева К. В.

В кн.: ЕВРика! Сборник статей о поисках и находках к юбилею Е. В. Рахилиной. М.: Лабиринт, 2018. Гл. 2. С. 275-289.

Препринт
Nominative object in modern North Russian dialects

Ronko R.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2017. No. 61.

Зачем лингвисту советские фильмы?

Руководитель школы лингвистики Екатерина Владимировна Рахилина выступила перед лицеистами НИУ ВШЭ с лекцией о значении жестов в русском языке.

Лекция была посвящена памяти Елены Александровны Гришиной, ученицы Андрея Анатольевича Зализняка, занимавшейся русской жестикуляцией. Екатерина Владимировна Рахилина рассказала школьникам об издательской деятельности Елены Александровны — например, именно благодаря Е. А. Гришиной впервые была опубликована книга «Почему языки такие разные» Владимира Александровича Плунгяна.

Должность заведующей словарной редакцией издательства позволила Елене Александровне понимать запросы пользователей словарей и подтолкнула ее к идее создания Национального корпуса русского языка. Результатом работы годового совместного семинара с Ильей Валентиновичем Сегаловичем — одним из основателей «Яндекса» — в 2000 году стал пилотный корпус. Уже к 2003 году Корпус был доступен для пользователей, а вскоре он был дополнен Поэтическим и Акцентным подкорпусами.

Однако этим разработчики корпуса не ограничились. Именно Е. А. Гришиной принадлежит идея МуРКО — уникального мультимедийного подкорпуса, содержащего не только тексты с морфологической разметкой, но и видеоклипы из советских фильмов с жесто-мимической разметкой.

Е. В. Рахилина особо отметила вклад Е. А. Гришиной в создание стандарта представления невербальной лингвистической информации. Так, благодаря этому методу стало возможным соотносить фразы, слова и отдельные морфемы с жестами и даже движениями глаз. Стало понятно, что у поднятого указательного пальца как минимум три значения (это маркер припоминания, указания и акцента), а спираль, описываемая в воздухе одной рукой, передает идею повторения; приставка под- связана с движением руки снизу вверх и так далее... Лицеисты построили немало гипотез о значении жестов и мимики, а также о различиях связей жестов и морфем.

Екатерина Владимировна пожелала школьникам не ограничивать сферу своих исследований только вербальной частью лингвистики, но смотреть на язык шире — и не забывать наблюдать за преподавателями. Ведь, как известно, большая часть информации передается не словами!