Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
В этом году бакалавры-второкурсники ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» защищали свои проекты в непривычном формате постерной сессии. Первый этаж здания на Старой Басманной на несколько часов превратился в филиал школы лингвистики: студенческие стенды оккупировали весь холл. Следуя заветам классиков, студенты закупились воздушными шариками, которые наглядно демонстрировали, что экзамен для некоторых — всегда праздник.
На защите было представлено 60 постеров, авторы которых изучали самые разнообразные проблемы: от чатбота для мессенджера Телеграмм, говорящего на башкирском, и типологии видов иконичности в жестовых языках до артиклей в древнеанглийском языке на данных древнеанглийского Евангелия от Марка и морфологического парсера хеттского языка.
Большим плюсом защиты оказалось знакомство всех со всеми — руководитель образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Юрий Ландер заметил, что наконец-то все студенты узнали, как зовут преподавателей, и наоборот. А его коллега, доцент школы лингвистики Борис Орехов подчеркнул важность тренировки студентов в «боевых» условиях.
Защита курсовых в виде постеров важна, потому что предельно напоминает настоящие «боевые» условия научной жизни. Примерно так всё и происходит на конференциях и воркшопах. Кроме того, хотя курсовых и много, каждый студент получает порцию внимания к своей работе, то, что в педагогике именуется «индивидуальным подходом». Что может быть важнее сознания, что ты делаешь свою курсовую не «для галочки» и сможешь представить то, что получилось, квалифицированной и заинтересованной аудитории? Рассказать о том, чем занимался несколько месяцев, и рассказать не один раз.
А еще это весело!
Сами студенты скорее наслаждались процессом, нежели нервничали в преддверии бесед с преподавателями. Студентка второго курса Ирина Глазунова, автор курсовой работы «Тематическая кластеризация текстов об истории Интернета», рассказала о подготовке и самой процедуре.
Очень понравилась защита! В этом году она прошла особенно празднично. Постеры — это очень удобный формат, можно обсудить с каждый интересующимся все вопросы — это полезно для обеих сторон. К тому же постеры — это ещё и красиво. На постер ушел неполный день, плюс потом некоторые правки. Рассказывать несколько раз было несложно, потому что люди подходили с разной подготовкой и рассказ сильно менялся. Но голос немного сел к концу — это единственная трудность.
Ирина Глазунова
студентка 2 курса
Опыт защиты был достаточно удачным — и преподаватели, и студенты с интересом опробовали новый формат. Возможно, в дальнейшем мы увидим постерные защиты не только курсовых, но и дипломов и магистерских диссертаций.
Орехов Борис Валерьевич
Школа лингвистики: Доцент