Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Afanasev I., Lyashevskaya O.
In bk.: Structuring Lexical Data and Digitising Dictionaries: Grammatical Theory, Language Processing and Databases in Historical Linguistics. Leiden; Boston: Brill, 2024. P. 13-35.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
В двух словах, о чём ты рассказывала на Научных боях?
Я рассказывала о дистрибутивной семантике. Исследование посвящено тому, как отслеживать изменения значений слов с помощью векторных моделей.
Приведи какой-нибудь конкретный пример слова с изменившимся значением.
Листок. В XX веке его основным значением довольно долго была разновидность печатного издания. Семантическими соседями слова оказывались брошюра, рекламка, бюллетень. А сегодня это чаще всего просто листок бумаги. Примеров много, но они, конечно, не все интересные. Когда я готовилась к выступлению, я отыскала много примеров, но их все забраковали — сказали, что слова в основном «мертвые» и «скучные».
В чем был твой главный мотив участвовать в Научных боях?
Это интересная идея и новый для меня формат. Подумала, что рассказывать о своём исследовании научно я умею, а не совсем научно и в неподготовленной аудитории — никогда не пробовала.
И как впечатление от первого опыта?
Хорошо, но мне кажется, что я не была идеальным рассказчиком. Поскольку это «почти научпоп», надо бы повеселее. Я вышла очень серьезная и рассказала, как это устроено и как работает. На самом деле у меня были шутки, и когда я репетировала, организаторы над ними смеялись. А на самом выступлении я произношу шутку — и все на меня серьезно так смотрят…В общем, шутки, кажется, не удались.
Но ты всё-таки победила. Насколько тебе был важен соревновательный момент в этих боях? Или самое главное — рассказать людям о своём исследовании?
Пока нам перед самым выступлением не напомнили, что будут присуждать места, я вообще забыла об этом. Потому что это не выглядело как бои или какая-то конкуренция. Участники собирались и обсуждали свои выступления в очень дружелюбной атмосфере. Все друг другу подсказывали, что можно изменить, как что-то объяснить доходчиво. Это была просто возможность встретиться и пообщаться, перенять какой-то опыт. И только когда мы пришли, нас собрали и сказали, что будут присуждать места, но «это больше для зрителей, элемент шоу». Но на самом деле все серьезно, потому что первое место идет в финал.
Как тебе вообще мероприятие?
Здорово. Мне понравилась атмосфера — в меру серьезная, в меру весёлая.
О весёлой атмосфере: там же в «Ключе» есть бар. А во время боёв наливают?
Кто хотел — что-то покупал себе в баре. Тут, кстати, был один смешной момент. Человек просто пришёл в бар, а тут вдруг какие-то научные бои. Он сфотографировал экран с логотипом научных боев и бутылку пива на стойке. А организаторы проводили в инстаграме конкурс фотографий и выбрали этот снимок. В итоге автору снимка вручают приз (научно-популярную книжку), а он говорит: «Я здесь вообще случайно оказался!» Мы тоже спросили, можно ли нам для храбрости выпить. Но нам запретили :)
А что все-таки не понравилось? Главное разочарование Научных боёв?
Когда участники выходили и уходили со сцены, у каждого играла разная музыка. И я хотела выходить под Supermassive Black Hole от Muse. Но все забегались, диджей растерялся, в итоге я вышла вообще без музыки.
Но все-таки участвовать стоило?
Участвовать в Научных боях круто! Мне кажется, на каждых Научных боях должен быть представитель школы лингвистики.