Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Svetlana Iu. Toldova, Elena O. Sokur.
Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2024. Vol. 17. No. 5. P. 905-915.
Rykov E., Zaytsev K., Anisimov I. et al.
In bk.: CLEF 2024 Working Notes. CEUR Workshop Proceedings, 2024. P. 2866-2871.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Общая цель курса — представить лексикон как сложную лингвистическую систему и вооружить слушателей методами типологического исследования лексики разных языков. Также будут рассмотрены механизмы семантических сдвигов и их значимость в типологии.
В ходе курса слушатели познакомятся с базовыми принципами организации лексики в языке и ключевыми параметрами вариаций в семантике слов, научатся применять основные методы анализа лексического значения к разным предметным областям. Курс предназначен для студентов-лингвистов, аспирантов, а также преподавателей и исследователей, занимающихся лексической типологией.
Программа включает в себя обзор подходов к семантическому описанию элементов лексикона и лексических систем разных языков, а также разбор и освоение методики Московской лексико-типологической группы. Эта методика, известная как фреймовый подход, далее иллюстрируется примерами из различных областей: глаголы движения по воде, глаголы падения, прилагательные с возрастной семантикой, метафоры боли. Визуализация осуществляется с помощью семантических карт.
Подробнее о лексико-типологических исследованиях в школе лингвистики можно узнать здесь.