Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Zevakhina N., Dongarova K., Shubina D. et al.
Frontiers in Psychology. 2024.
Урывская Д. А., Староверова В. Н., Лопухина А. А. и др.
В кн.: Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвящённой 85-летию АГГПУ им. В. М. Шукшина (Бийск, 5 апреля 2024 г.). Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2024. С. 240-244.
Chistyakova K., Kazakova Tatiana.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.
Общая цель курса — представить лексикон как сложную лингвистическую систему и вооружить слушателей методами типологического исследования лексики разных языков. Также будут рассмотрены механизмы семантических сдвигов и их значимость в типологии.
В ходе курса слушатели познакомятся с базовыми принципами организации лексики в языке и ключевыми параметрами вариаций в семантике слов, научатся применять основные методы анализа лексического значения к разным предметным областям. Курс предназначен для студентов-лингвистов, аспирантов, а также преподавателей и исследователей, занимающихся лексической типологией.
Программа включает в себя обзор подходов к семантическому описанию элементов лексикона и лексических систем разных языков, а также разбор и освоение методики Московской лексико-типологической группы. Эта методика, известная как фреймовый подход, далее иллюстрируется примерами из различных областей: глаголы движения по воде, глаголы падения, прилагательные с возрастной семантикой, метафоры боли. Визуализация осуществляется с помощью семантических карт.
Подробнее о лексико-типологических исследованиях в школе лингвистики можно узнать здесь.