Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Максим Олегович Бажуков, Константин Евгеньевич Сатдаров
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Земичева С. С., Мороз Г. А., Наккарато М. К.
Вопросы языкознания. 2025. № 6. С. 7-34.
В кн.: Парад цифровых гуманитарных проектов. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2025. С. 34-40.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Первые Научные бои НИУ ВШЭ прошли 18 марта в тех-хабе KL10CH на территории Трёхгорной мануфактуры. В них участвовали 5 студентов университета, в числе которых Татьяна Больгина — студентка 4 курса бакалавриата школы лингвистики и стажёр-исследователь лаборатории нейролингвистики. Именно Тане досталось право открывать бои.
Таня рассказывала об исследовании, задачей которого было определение речевых зон в коре мозга у правшей и левшей. Обычно у правшей речевые центры находятся слева, а у явных левшей — справа, однако нередки и исключения. Отдельный интерес здесь представляют амбидекстры, то есть люди, одинаково уверенно пользующиеся обеими руками.
Кроме собственно научного интереса, у такого исследования есть важная практическая сторона: сегодня нейролингвисты все чаще выступают помощниками хирургов во время операций на мозге. После вскрытия черепа пациента пробуждают (в самом мозге нет чувствительных нейронов, и боли пробужденный не чувствует), и нейролингвист начинает тестирование, а медики стимулируют различные участки мозговой коры. Таким образом хирург получает возможность разметить зоны мозга, отвечающие у этого пациента за важные функции, чтобы сохранить как можно больше. Разумеется, при этом учитывается преобладающая рука, поэтому особенно важно узнать о нестандартном расположении зон заранее.
В боях принципиально запрещено использовать презентации — возможен только нестандартный реквизит. Таня вышла на сцену с искусственной моделью мозга и во время рассказа эффектно разделяла её на две части.
Студентка школы лингвистики Татьяна Больгина
По итогам голосования зрителей и жюри Таня заняла второе место. Победителем боёв стал студент-политолог Кирилл Чмель, исследовавший образ террориста в российских СМИ.
Студент факультета социальных наук Кирилл Чмель наглядно демонстрирует образ террориста
Сразу после награждения участников обступили зрители, которым не хватило времени на вопрос во время боев, а также «группы поддержки» из друзей и родных. Мы также успели задать Татьяне несколько вопросов:
Таня, поздравляем с победой! Скажи, пожалуйста, как ты попала на Научные бои? Подавала заявку?
Нет, меня нашли сами. Сказали, что у меня очень крутые и интересные исследования, пригласили участвовать.
Получается, у тебя уже были какие-то публикации? Откуда они узнали?
Да, у меня есть опубликованные работы по итогам выступлений на конференциях.
Как вас готовили к боям?
Было три скайп-созвона, на которых обсуждались наши выступления, а потом нас пригласили на живой прогон и мы репетировали прямо здесь, на сцене.
Довольна ли ты участием?
Да, это очень ценный опыт!
Ты сейчас на четвертом курсе бакалавриата, и уже есть солидный опыт исследований в нейролингвистике. Куда дальше?
Пойду в магистратуру. Думаю о магистерской программе «От нейрона к познанию».