Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Kirill Koncha, Abina Kukanova, Kazakova Tatiana et al.
In bk.: Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024). Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024. Ch. 1. P. 1-5.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Участники минора «Современные методы в гуманитарных науках» изучают новые, в первую очередь цифровые подходы к традиционно гуманитарным областям — литературоведению, истории, культурологии. Первые занятия минора были посвящены обзору всей междисциплинарной сферы Digital Humanities, а затем студенты познакомились и освоили на практике несколько конкретных методов и инструментов цифровых исследований. В частности, были проведены практикумы по стилеметрическому пакету stylo (реализован на языке R), программе для тематического моделирования Mallet, а также корпусным исследованиям.
После освоения этих инструментов участники минора применяли их в собственных исследовательских работах. Студентам было предложено собрать свой текстовый корпус (в него могли входить как художественные тексты, так и записи в социальных сетях, дневники, сценарии фильмов, тексты субтитров) и исследовать его с применением изученных программ или подходов.
Разнообразный состав участников минора, среди которых есть представители почти всех школ факультета гуманитарных наук, обеспечил широкий спектр объектов исследования — в диапазоне от переводов Платона и Аристотеля до версий сказки о красавице и чудовище в разных странах и от дневника Анны Франк до публичных записей преподавателей факультета в Facebook.
Среди исследований, посвященных стилеметрии, можно выделить работу представителей школы философии Максима Коняева и Артёма Колганова. Авторы применили методы стилеметрии к перевода Платона и Аристотеля на русский язык, сделанным различными авторами. Проанализировав переводы с помощью иерархического кластерного анализа в stylo, исследователи показали, что переводы действительно классифицируются по авторам на основе количественных параметров стиля.
Студенты представили несколько ярких работ по тематическому моделированию текстов. Так, студенты школы истории Александра Рябиченко и Кирилл Кантер попытались выделить темы в субтитрах к фильмам Квентина Тарантино. Часть выделенных ими тем («деньги», «убийства»), ожидаемо распределились между всеми фильмами, тогда как другие были сконцентрированы в одной-двух лентах («нацизм» в «Бесславных ублюдках», «семья» в «Убить Билла» и «Убить Билла — 2»).
Оба подхода объединили в своем исследовании представители школы лингвистики Устинья Кошелева, Анна Кондратьева, Дарья Максимова и Евгений Лапин. Они выбрали для анализа тексты современных российских писателей. В стилеметрической части исследования удалось показать, например, сходство стилей Людмилы Улицкой* и Дины Рубиной, а в части, посвященной тематическому моделированию, — выделить в произведениях темы государства, войны, литературного творчества, а также тему, условно названную «темой России».
Презентации исследований доступны на сайте Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ. Коллоквиум с докладами проводили преподаватели школы лингвистики Франк Фишер, Борис Орехов и Даниил Скоринкин.
* Людмила Улицкая включена Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.