Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Хорог: Институт гуманитарных наук НАНТ, 2025.
Shvedova E., Koryakov Y., Забелина Е. А.
Journal of Language Relationship. 2025. Vol. 23. No. 2.
Khachaturyan M., Konoshenko M., Moroz G. et al.
In bk.: N’yng-dyuumgu, n’yng-ngafq: Festschrift for Ekaterina Gruzdeva. Vol. 126. Helsinki: Studia Orientalia, 2025. P. 35-59.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Лингвистический кружок для школьников открылся в школе лингвистики этой осенью по инициативе группы студентов 2 курса. Студенты разных курсов (преимущественно 2-3 курсы бакалавриата) по средам проводят занятия по самым разным темам. Много внимания уделяется морфологии (согласовательные классы, падежи, черты славянских языков) и фонетике (тоны в языках мира и задачки на сингармонизм). Не обходится и без жестовых языков: на одном из занятий ребята учились угадывать значения компаундов в РЖЯ.
Кроме того, школьники получили представление о компьютерной лингвистике, узнали, что такое машинное обучение и как его используют лингвисты. На уроке про категоризацию в языках мира школьники решали задачу про «цветовые» универсалии. Отдельное занятие кружка посвятили социолингвистике.
30 ноября в Лингвокружке провела урок Наташа Тышкевич, студентка магистратуры школы лингвистики. Она рассказывала о Digital Humanities (т.н. цифровых гуманитарных науках): что это такое, зачем это нужно и какие проекты делаются в Вышке. Школьники узнали о проектах «Весь Толстой в один клик» и Tolstoy.Digital, получили представление о современных цифровых исследованиях в литературоведении.
В декабре последнее занятие Лингвокружка, 14 декабря, будет посвящено историческим изменениям в русском языке. Этот урок проведут Ваня Левин и Катя Антонова.
Кружок не заканчивает свою работу в декабре — с января школьников ждут новые уроки в Вышке. Мы расскажем про нейролингвистику, полисинтетические языки, письменности мира, диалектологию русского языка и многое другое. Компьютерной лингвистике будет, как и в первом полугодии, посвящено два урока: школьники узнают об автоматическом анализе речи и машинном переводе.